сделай сам
Сергей
Ю
И И Л О В С К И Й
H i - F i - б л о к у п р а в л е н и я с и н х р о н н ы м
э л е к т р о д в и г а т е л е м п р о и г р ы в а т е л я
г р а м п л а с т и н о к
И конце X X века возвращается ин-
терес к забытым было аналоговым
грампластинкам, к старым добрым
"черным дискам”; вызвано ото расту-
щей неудовлетворенностью качеством
звучания цифровых источников.
Впрочем, некоторые любители му-
зыки (ваш покорный слуга в их числе)
никогда н не забывали их. прекрасно
понимая, что с точки зрения передачи
эмоциональной оперши н индивиду-
альности
исполнителей
потенциал
хорошо записанной грампластинки
гораздо выше потенциала всех цифро-
вых носителей. II это при том, что за
последнюю четверть века на разрабо т-
ку п совершенствование цифровых
методов и устройств для записи, хра-
нения и воспроизведения музыки бы-
ло затрачено, вероятно, гораздо боль-
ше сил и средств, чем за всю предыду-
щую историю звукозаписи.
Но, но большому счету, воз и ныне
там. Мне кажется, здесь нринцннн-
альный тупик, и надо было бы при-
знать ошибочным цифровой путь в
решении этой сложнейшей проблемы.
Цифровые методы II технологии хо-
роши в вычислительной, в измери-
тельной технике, в помехоустойчивой
связи, аналоговые же
уместны в
приложении к высшим проявлениям
человеческого разума, к эмоциям, по-
рождаемым музыкой. Однако такого
признания ни от кого из производите-
лей цифровой звукотехники мы ни-
когда не услышим, и вполне понятно
почему: бизнес есть бизнес.
Для тех же, кто хранит "черные ди-
ски” и продолжает наслаждаться, слу-
шая их, предназначена лта статья. I I в
особенности, для тех, у кого дома есть
проигрыватель с синхронным элект-
родвигателем.
Наши читатели, возможно, помнят,
что один из моих проигрывателей
грампластинок
“Thorens T D -Ш )
Super”
имеет
самодельный
блок
управления двигателем. Я сделал этот
блок довольно давно, поняв целесооб-
разность подобной модификации, тем
более что на мировом рынке уже было
представлено несколько моделей ци-
фровых и аналоговых устройств того
же назначения, причем весьма неде-
шевых. Реакция hi-fi-ирессы на их по-
явление всегда была положительная,
что только подогрело мой интерес.
Мне стало любопытно, насколько
улучшится звучание всего тракта, ес-
ли питание двигателя проигрыватели
будет осуществляться от отдельного
генератора стабильного напряжения
чистой синусоидальной формы.
При традиционной схеме питания
двигателя "Thorens TD-160 Super" че-
рез простейшую RC-цспочку при на-
пряжении сети 220 15 (сам двигатель
рассчитан на вдвое меньшее напряже-
ние, и его избыток гаси тся резистором)
изменение механической нагрузки на
вал приводит к изменению условий пи-
тания обмоток и формы электромаг-
нитного ноля внутри двигателя, что
вызывает его повышенные вибрации,
естественно, влияющие на звук. На-
сколько сильно это влияние
вопрос.
Я предположил, что замена такой
RC-непочки на гораздо более мощный
источник, имеющий два выхода, каж-
дый из которых питает свою обмотку
двигателя п напряжение на одном из
которых относительно другого сдви-
нуто но фазе всегда точно на 90‘.
должна существенно улучшить усло-
вия работы двигателя и снизить его
вибрации.
11адо сказать, что некоторые моде-
ли проигрывателей с низковольтным
синхронным двигателем уже оснаще-
ны встроенным двухфазным генера-
тором питания, но обычно не очень
мощным. О других недостатках таких
генераторов читайте ниже.
Другие же модели выносных уни-
версальных блоков питания двигате-
лей проигрывателей не имеют второго
выхода со сдвинутым по фазе напря-
жением. а только обеспечивают одно
независимое от состояния сети высо-
кое напряжение, чистое по форме и
стабильное но амплитуде и частоте,
что, правда, уже не так мало.
1
1
с
11
ол
1
>зованпс чисто цифровых ме-
тодов формирования двух сдвинутых
но фазе синусоидальных напряжений
питания обмоток двигателя из сигна-
ла опорного кварцевого генератора
достаточно сложно и, на мой взгляд,
не имеет преимуществ перед более
простым и естественным чисто анало-
говым методом.
Простой вариант цифро-аналогово-
го устройства, предназначенного для
питания низковольтного синхронного
двигателя проигрывателя “Электро-
ника 151-011" (см. рис. Г), прислал в
редакцию г-н Вознесенский из Санкт-
Петербурга. При таком способе фор-
мирования напряжения питания, по-
мимо выделения из прямоугольного
сигнала первой гармоники, появляет-
ся еще и необходимость подавления
импульсных помех, проникающих в
аналоговую часть
из
цифровой,
в
результате чего у ловле! воритсльная
реализация этого способа но конструк-
тивному подходу сравнима с электрон-
ной частью хороших проигрывателей
С1) (желательно иметь раздельные
блоки питания цифровой и аналого-
вой частей, внутреннюю экранировку
и т. д.). В этом случае сильно осложне-
на подстройка скорости вращения ди-
ска проигрывателя. Тем не менее она
желательна, так как точная установка
частоты напряжения, питающего дви-
гатель, еще не гарантирует точного зна-
чения скорости вращения диска, что
связано с нсидеалыюстью механиче-
ской части привода.
Было бы весьма интересно сравнить
звучание одного и того же проигры-
вателя с концептуально разными бло-
ками питания двигателя, иначе гово-
ря. с разными блоками управления.
Мне пока не удалось этого сделать, но
я почти уверен, что хорошо и “пра-
вильно” сделанный чисто аналоговый
блок обеспечит более естественное
звучание.
Здесь, наверное, надо сделать ого-
ворку; чем лучше весь тракт (лучше в
смысле качества звучания), тем явст-
веннее слышны малейшие изменения
в нем, в том числе касающиеся пита-
ния проигрывателя, причем иногда
даже такие, в заметность которых ра-
зум отказывается верить.
Итак, я решил сделать блок управ-
ления двигателем с двумя сдвинуты-
ми но фазе друг относительно друга на
90
выходными напряжениями, с пе-
реключением и плавной подстройкой
частоты
питания двигателя, чтобы
5/2000 АудиоМагазин 185
предыдущая страница 186 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 188 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст