справочник
_____
Ir v
а
б
в
Рис 8. Типы отклика системы на перепад а);
случай
б)
считается почти идеальным
ловский. творчество которого мы с
Лушей весьма уважаем.
..
Собачка.
“Мы. Николай Второй.
.."
К. К.
...дорабатывал, вернее, реани-
мировал ЛС “Peerless”, о чем и расска-
зал уважаемым читателям в весьма де-
ликатной и ненавязчивой форме.
Особое внимание С. II. уделил про-
блеме полярности включения С Ч /В Ч -
головки при использовании фильтров
второго порядка.
Действительно,
включив
Н Ч -
и
СЧ/ВЧ-головки в одной полярности,
мы получили на частоте разделения
провал
на АЧХ (в идеале до нуля), а на
Ф Ч Х — скачок фазы на 180“ (рис. 36).
Про скачок не знаю, но о провале до
нуля знаю, что это плохо. Потому и
иереполюсовывают С Ч /В Ч -головку
во многих двухполосных (а СЧ-голо-
вку и в трехполосных) АС. если при-
меняются фильтры второго порядка.
Опять беда, говорит коллега Кунплов-
ский, которому вторят 90% аудиокон-
структоров, и мы не можем с ними не
согласиться.
Казалось бы, теперь все о'кей: АЧХ
близка к идеалу, фаза гладка, как
олимпийский трамплин (рис. 36).
Луша.
Но теперь, если кто, типа, в
оркестре шариул по барабану.
..
И. А.?!!!
К. К.
...и то, что натянуто на ба-
рабан. ринулось
к нал,
диффузор
СЧ/ВЧ-головки полетит
от нас:
мы
же иереполюсовали СЧ-головку!
Луша.
Надеюсь, полетит недалеко.
К. К.
Вот зто, указывают нам това-
рищи ученые, очень плохо, так как
разрушает
многие
характеристики
звучания натуральных инструментов.
Луша.
Небось, если кто. играя на
трубе, дул в нее, то звук теперь будет та-
кой, будто он воздух в себя втягивал.
..
К. К.
Действительно; например, от-
клик АС на
перепад {
рис. 8«), который
все хотят видеть таким, как это изоб-
ражено на рис. 86, будет иметь вид, как
на рис. 8«: пик вниз создан инверти-
рованной СЧ/ВЧ-головкой и будет
продолжаться, пока “подоспевшая”
спрятавшаяся за Ф Н Ч НЧ-головка не
исправит дело. Отчасти.
Однако, не умаляя достоинств реа-
нимирован н ых “ Peerless”.
..
Собачка.
А
также достижений
С. 11. Куниловекого и К".
..
К. К.
Заметим, что анализ перепа-
дов, равно как и любых других детер-
минированных процессов и откликов
системы на них, может лишь указать
на некоторые особенности возникаю-
щих искажений. В данном случае ана-
лиз зависимостей для ГВЗ тф(ю) не
дает разницы для фильтра второго по-
рядка, как не верти СЧ/ВЧ-головку,
и показывает явное преимущество
“повернутого” случая для третьего: пе-
репад ГВЗ оказывается меньше (рис.
3« и рис. 5«), А достоверно судить по
стандартным характеристикам вроде
Ф Ч Х и ГВЗ и результатам простей-
ших экспериментов с перепадами о том,
каким образом
искажается форма му-
зыкального сигнала, довольно затруд-
нительно.
И. А.
Тем не менее, если не удается
сделать тф(о>) = сопхі, всегда стремят-
ся хотя бы обеспечить минимальную
зависимость ГВЗ от частоты. Считает-
ся. что (рис. 5«)
а
лучше, чем 6.
Рис. 9. Дополнительный набег фазы за счет
вертикального (АВ) перемещения слушате-
ля: существует вероятность такого раскла-
да:
<р,
ф2 =
0,
а
ф,
щ
к
или
ф,
- Ф2 = тс, а у ,
ф 2 - 2тт. Вывод: иссле-
дуя АЧХ и ФЧХ, обеспечиваемые фильтра-
ми, следует помнить и о других фазосдви-
гающих механизмах
К. К.
Теперь читатель может еще
раз рассмотреть представленные на
рис.
2-7
графики для ГВЗ тф(ш).
Общий комментарий.
1. Инверсия фазы одной из головок
влияет на зависимость тф(со) лишь для
систем с фильтрами
печатных
поряд-
ков, при этом, судя по величине и фор-
ме ГВЗ вблизи частоты разделения,
могут быть сделаны некоторые выводы,
в том числе и о характере звучания АС.
2. На характер ГВЗ оказывает влия-
ние не только порядок, по и тип филь-
тра.
Например, “гладкие” фильтры
(Бесселя) дают меньшие выбросы
ГВЗ, чем “крутые” (Чебышева). С на-
личием выброса многие эксперты свя-
зывают “гул" (раздел Н Ч /С Ч ) либо
“звон” (С Ч /В Ч )
своеобразные и
вполне отчетливо регистрируемые на-
рушения гембрального баланса.
3.
Если не пренебрегать тем, чем.
начиная
анализ,
пренебрегли
мы.
можно, как кажется, все опять поста-
вить с ног на голову.
Например, инверсии фазы одной из
головок можно добиться как с помо-
щью паяльника, так и просто встав с
кресла, то есть, говоря научным язы-
ком, уйдя с линии равных акустиче-
ских путей. Набег (разы (рис. 9) сдела-
ет свое дело; ожидаемая идеальная
АЧХ, как и следует, получит провал, а
та, которая, как кажется, должна быть
провальной, выпрямится. Быть мо-
жет, поэтому многие конструкторы не
любят фильтров четных порядков.
..
Замечу, мы в очередной раз подо-
шли к той границе, на которой терпе-
ли поражение целые орды инжеперов-
псслсдовагелей.
Луша.
К российско-израильской?
К. К.
Граница эта проходит там, где
т радициониыс методы исследовання.
отталкивающиеся от простейших мо-
делей процессов, по сути схожих с по-
иском потерянного ключа под фона-
рем ( К ,. АЧХ. Ф Ч Х , ГВЗ п г. п.), начи-
нают давать осечку.
Мы, а также и законодатели мод в
технической аудиоиидустрип (АЕ8.
М Э К и проч.), обладаем лишь грубы-
ми инструментами оценки свойств
трактов, исключая, конечно, уши.
Собачка.
И нос.
К. К.
Это никак не позволяет гово-
рить о конкретных особенностях изме-
нения
формы
звукового, музыкального
сигнала и о влиянии этого изменения
на ощущения слушателя. Технократы,
господствовавшие в аудиоиндустрии
до конца семидесятых, в ряде образцов
достигли выдающегося качества звуча-
ния, благодаря чему имели огромный
успех; их попытка связать убогие но
смыслу параметры вроде К, с возмож-
ными субъективно оцениваемыми по-
следствиями была не очень удачной, по
первой и потому ценной.
И. А.
Замечу, что серьезнейшие, а
отнюдь не такие, как в одной из ва-
ших, коллега, статей, попытки связать
объективное с субъективным пред-
принимают многие уважаемые элек-
троакустики современности. Работа
эта сложная и наукоемкая, поэтому
пока воздержимся от комментариев.
К. К.
Закончив лирическое отступ-
ление, поразмыслим о том, к каким
последствиям приведет выбор той или
иной фильтрующей системы. Начнем
с частоты разделения.
Низкая, в районе 100 Гц, частота
разделения Н Ч /С Ч (или Н Ч /(С Ч
В Ч )) во многих современных конст-
178 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 179 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 181 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст