испытательный стенд
М и х а и л С ЕР ГЕ Е В
Усилители "C y ru s
7 " и "E x p o s u re S
и
Очередные усилители стоя т на сто-
ле. и и моей голове бродят равные
мысли. Каким же должен быть хоро-
ший усилитель? Скажу честно, не
знаю. Зато я знаю, каким усилитель
быть не должен. Это, конечно, немно-
го, но все-таки лучше, чем совсем ни-
чего.
Итак, усилитель не должен:
а)
гореть сам и жечь окружающую
среду:
а)
шуметь:
ч)
существенно искажать сигнал.
Первый пункт, надеюсь, в коммен-
тариях не нуждается, как. впрочем, и
второй. Слово “существенно’' едва ли
можно считать техническим терми-
ном. н его нужно пояснить: я говорю
об искажениях, сопоставимых с поро-
гами слышимости. При К,
0,003% я
отнес бы искажения к несуществен-
ным и считал бы, что их нет вовсе. Л
про 1% уже можно и поговори ть.
И наконец, самое важное: эти три
требования должны выполняться все-
гда, а не только при работе “синусом
на резистор”. То есть, усилитель дол-
Сигнал
на входе нелинейного устройства
Звуковые
настать
Спектр помехи
S(F)
Сигнал
на выходе нелинейного устройства
Звуховые
частоты
Спектр помехи
т
,
F
>
Рис. 1. Радиочастотные сигналы в нелиней-
ном устройстве вызывают появление помех
в звуковом диапазоне частот
жен быть устойчив ко всему, что бы
вокруг него ми происходило; кроме
отключения
питания,
естественно.
Всякие внутренние переживания дол-
жны оставаться его личным делом и
внешне никак не проявляться.
Я могу назвать две основные причи-
ны, способные вывести усилитель нз
равновесия: во-первых, высокочастот-
ные помехи, попадающие на вход или
выход, во-вторых, реакция нагрузки.
Об источниках ВЧ-номех я уже не
раз писал, это всевозможные радио-
технические устройства, количество
которых в крупных городах превыси-
ло все мыслимые пределы. Как ВЧ-
помеха может испортить звуковой
сигнал? Основных механизмов
два.
1. Если подать на нелинейную цепь
(усилитель сигналов звуковой часто-
ты на высоких частотах оказывается
нелинейным) два сигнала с частотами
/ , и
/■>,
то в результате получим интер-
модуляционные составляющие с ча-
стотами
/
=
ш/\
±
п[>.
Некоторые из
этих составляющих могут попасть в
звуковой диапазон. Если на нелиней-
ную цепь подать широкополосный
сигнал, то на выходе получим полный
диапазон: от 0 до самых высоких ча-
стот (см. рис. 1), естественно, включа-
ющий и звуковые частоты. В результа-
те даже слабые высокочастотные по-
мехи могут привести к заметным на
слух последствиям.
2. Высокочастотный сигнал может
вызвать переход устройства в нели-
нейный режим (рис. 2). Основной ме-
ханизм, вызывающий искажения,—
ограничение скорости нарастания на-
пряжения (или тока). Для получения
такого эффекта уровень помех должен
быть достаточно высок.
Самые большие неприятности спо-
собна доставить усилителю реакция
акустической системы. Сигнал дли-
тельностью, например, 20 мс вызывает
в АС почти в десять раз более продол-
жительный переходный процесс. По-
лучается, что усилитель постоянно ра-
ботает на “возбужденную” нагрузку.
Хороший усилитель способен усми-
рить эту стихию. Но такие аппараты
встречаются редко.
Неудачные модели не только не
держат АС в узде, но н подливают мас-
ла в огонь, и от музыки мало что оста-
ется. К счастью, таких “нервных” уси-
лителей тоже немного.
Реакция большинства аппаратов на
процессы в АС не имеет криминально-
го характера, но усилители начинают
ощутимо нервничать, и последствия
этих переживаний можно увидеть в
выходном сигнале. Причем речь идет
уже не о тысячных долях процента, а о
гораздо больших величинах.
Обычно, чтобы вывести усилитель
из состояния равновесия, бывает до-
статочно подать на выход ток I А. На
ток высокой частоты (10 кГц) аппара-
ты реагируют, как правило, сильнее,
на низких частотах (100 Гц) реакция
менее выражена.
I кпытания током я провел с усили-
телем "Cyrus 7”. Каково же было мое
удивление, когда оказалось, что во
всем звуковом диапазоне ток от на-
грузки не вызывал никакой заметной
реакции!
Характер
нордический,
стойкий
других слов нет. Подобную
невозмутимость я встретил впервые.
Восторги мои утихли, когда ток был
уменьшен в десять раз, до 100 мА. На
высоких частотах проявилась двух-
тактность: осциллограф показал сле-
ды переключения выходных транзи-
сторов. Но по сравнению с другими
моделями я назвал бы результаты вы-
дающимися.
Движимый желанием все-таки по-
лучить какой-нибудь компромат на
“Cyrus 7”, я устроил еще одно испыта-
ние. но уже не синусоидальным, а двух-
тональным сигналом, используемым
SMPTE для измерений интермодуля-
цни. Уровень продуктов нелинейности
не превышает
40 дБ (1%) (рис. 3).
Эти интермодуля пион ные составляю-
щие непосредственно в звуке нс про-
явятся. но они свидетельствуют о
наличии в усилителе нелинейности и
переходных процессов. С помощью ши-
рокополосного осциллографа (100 МГц)
можно оценить длительность процес-
сов переключения в усилителе: для
сигнала с частотой 7 кГц она составля-
ет около 3% от периода, то есть в тече-
ние 3% времени усилитель работает в
5/2000 АудиоМагазин 171
предыдущая страница 172 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 174 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст