^
испытательный стенд
виляет в какой-то мере уменьшить
вклад отражений в звуковую карти-
ну, но при этом ухудшается ситуация
с прямыми сигналами. Как водится,
улучшая одно, ухудшаем другое.
И, кстати, что означает выражение
“улучшить параметр”? Сделать его
больше, или меньше, или приблизить
к некоему идеалу? Или еще что-то?
Можно все параметры, описываю-
щие аудиоустройство, разделить на
три группы. Параметры первой груп-
пы разработчики стараются увели-
чить. В качестве примера можно на-
звать мощность или коэффициент
подавления помех.
Параметры второй группы хоте-
лось бы сделать минимальными: уро-
вень шумов, коэффициент гармоник
и так далее.
Третья группа объединяет парамет-
ры. которые должны быть не больши-
ми и не малыми, а вполне определен-
ными. Как. скажем, килограммовая
гиря - она должна весить 1 кило-
грамм, не больше и не меньше.
Иногда понятно, к чему именно на-
до стремиться, а иногда - не очень. И
с последним вариантом приходится
сталкиваться гораздо чаще, чем с
первым. Неясно, какой должна быть
характеристика направленности ЛС.
Изменения АЧХ при смещении слу-
шателя с акустической осп долж-
ны быть минимальными, то есть чем
шире диаграмма, тем лучше. Но и
акустическая система с круговой диа-
граммой
направленности едва ли
порадует своим звуком. Для прямых
сигналов
одни требования, но не
только прямыми сигналами жив слу-
шатель.
Отраженные сигналы.
Как спра-
виться с отражениями? Мебель, в
конце концов, можно вынести, но ку-
да прикажете девать стены и пол?
Обработать комнату до полного по-
давления отражений теоретически
возможно, но слушать музыку в та-
ком безэховом помещении неприят-
но. там даже находиться тяжело. Так
что отражения в помещении прослу-
шивания остаются. От боковых лепе-
стков характеристики направленно-
сти зависит структура отражений.
Наличие максимумов излучения в
боковых направлениях не пройдет
бесследно: акустические сигналы пу-
тешествуют по помещению и, отра-
жаясь от стен,
рано или
поздно
достигают ушей слушателя. Слуша-
тель получает их вместе с прямыми,
вследствие чего звуковое поле замет-
но изменяется. Предсказать изме-
нение звучания, возникающее в ре-
зультате интерференции прямых и
отраженных сигналов, непросто, но
то, что эта интерференция иа звук
влияет,—
бесспорно. Так что как бы
красиво ни смотрелись кардиоида н
“восьмерка” (см. рис. 3), бороться за
них смысла нет.
М ы умеем измерять характеристи-
ки направленности, но не знаем, как
должна выглядеть диаграмма иде-
альной АС. На рис. 4 приведены ха-
рактеристики двух АС, по какая из
систем будет звучать лучше —
неиз-
вестно. Можно только строить пред-
положения, и не более того.
АЧХ, продолжение
Большинство акустических систем
являются многополосными. Приня-
то считать, что разные участки спе-
ктра воспроизводятся разными го-
ловками. На самом деле каждая голо-
вка воспроизводит сигналы во всем
30
300
3000
30000
Рис. 5. Разделение спектра
воспроизводимых сигналов между
головками. Четких границ нет.
..
диапазоне частот, где-то лучше, а
где-то —
хуже (см. рис. 5). Если в од-
ну телегу впрягают коня и животное
с другим темпераментом, ничего хо-
рошего из этого обычно не получает-
ся. Сходную картину можно увидеть
и около частоты разделения (рис. 6):
здесь с равным усердием, но с разны-
ми результатами работает пара голо-
вок. Сложив две синусоиды, от СЧ-
и ВЧ-головки, получаем третью
суммарный сигнал. На первый взгляд
кажется, что все в порядке. Но при-
смотритесь, как воспроизводится не
вполне синусоидальный сигнал: вод-
ной полосе он отстает на целый пери-
од; при измерениях стационарным
Рис. 6. Воспроизведение сигналов парой
головок. На синусоидальном сигнале
(а)
все в порядке; при воспроизведении неста-
ционарного сигнала
(6)
обнаруживаются
искажения
162 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 163 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 165 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст