испытательный стенд
Часть 2. Электроакустика
Мне в руки попало историческое
(пли доисторическое?) изделие
а куп и чес кая с истома, и.ич >т< >вл си-
пая в 1972 году в I1PÎIA им. А. С. По-
пова. Профессиональный контроль-
ный агрегат. Едва ли стоит укапывать
его параметры. Почти 15 дБ отклоне-
ния АЧХ. и все остальное соответст-
вующего уровня. Параметры но со-
временным меркам
совершенно
никакие. Подключил к радионрнем-
нику
11
грает. II очень даже душев-
но играет. Объемный, теплый, выра-
зительный звук. Что ЛЧХ неровная,
заметно, и направленность ощу тима,
по слушаю
п получаю удовольст-
вие. Значит, дело не только в ЛЧХ.
Так в чем же?
Как-то исподволь, мало-помалу,
сложился набор параметров (ЛЧХ,
ФЧХ п К, ) и убеждение, что они от-
ражают качество АС. Появились но-
вые материалы, новые конструкции
акустического оформления головок,
иаменнлись усилители и сигналы.
Многое изменилось, II сегодня мы
оказались в ситуации, когда рельсы
еще не убраны, но трамваи уже не хо-
дят. “Гладкость" ЛЧХ н ФЧХ
хотя
и необходимое, но далеко не доста-
точное условие для получения хоро-
шего звука. Во всяком случае, нали-
цо факт, что по таблицам параметров
АС мы ничего вразумительного об их
звучании сказать не можем. II разли-
чие звучаний связать с различием
объективных параметров тоже не
удается.
В чем дело? Самая, на мой взгляд,
важная причина сложившегося по-
ложения состоит в том, что музы-
кальный сигнал является нестацио-
нарным. тогда как практически все
измерения параметров АС произ-
водятся при стационарном воздей-
ствии. Есть и еще кое-какие недо-
статки в существующих методиках
объективной оценки качества аку-
стических систем.
Что делать? Стоит поискать про-
тиворечия в сложившейся методоло-
гии оценки качества АС п ноиробо-
вать найти искажения, не выявляе-
мые при стационарных испытаниях.
После того как зги искажения будут
найдены, можно будет заняться изу-
чением их влияния на звук. Зада-
ча непростая, путь долог, зато ин те-
ресен.
Амплитудно-частотная
характеристика
Что же такое ЛЧХ акустической
системы? Зависимость коэффици-
ента передачи сигнала с входа на вы-
ход от частоты - так ответит боль-
шинство. Найти у АС вход нетрудно,
но где же у нее выход? Точнее т в о -
ря. что считать выходом акустиче-
ской системы? Обратимся к рис. I:
ушей слушателя достигает много
сигналов.
пня
I)
между слушателем и АС при-
близительно так: га
атс1}> (0,17
/I)).
Вероятные 5 пли 10 “между ушами”
приводят к тому, что в левое п в пра-
вое ухо попадают разные сигналы.
Как скажется это различие на зву-
чании? Человеческому слуху свойст-
венно почти не замечать статичные
искажения АЧХ. неравномерность
2-3 дБ можно не принимать во вни-
мание. Если небольшое перемещение
слушателя пли отклонение его голо-
вы приводит к
изменению
АЧХ на те
же 2-3 дБ, то последствия будут не-
приятными. “Модуляция" звукового
ноля при движении головы фиксиру-
ется подсознанием, которое сообща-
ет. что в окружающей среде не все в
порядке. Звучание такой АС начина-
ет утомлять. Так что перекос аеличп-
Рис. 1. Распространение сигналов в
помещении прослушивания
Прямые пиш иы.
Можно измерять
АЧХ в некоей точке на акустической
осп, удаленной от АС на 1
м (или 3 м).
Когда заметили,
что
создаваемое
акустической системой звуковое дав-
ление зависит от направления, стало
ясно, что одной точкой ограничивать-
ся нельзя. Тогда начали измерять ха-
рактеристику направленности, и в
паспорте появилась графа
нерав-
номерность АЧХ. Читаем: в пределах
угла 30
неравномерность АЧХ не
превышает 3 дБ. Хорошо это или
плохо, много пли мало? Чтобы отве-
тить на этот вопрос, надо понять, на
что влияет направленность АС.
Начнем с того, что у человека два
уха. II каждое получает сигнал от АС.
Угол а (рис. 2) зависит от расстоя-
iC t(D ), град.
го
15
10
5
_______ 05 _______ I_______ 1.5
2 0 ° ' м,
Рис. 2. Зависимость углового расстояния
между ушами от расстояния до АС
ной 3 дБ на одно ухо может испор-
тить удовольствие от прослушива-
ния. а заметит ь можно 'различие уже
около 1
дБ.
Чем дальше от АС находится слу-
шатель. тем меньше “угол между
ушами" и тем меньше сказывается
на звучании направленность АС, но
только втом случае, если нет отраже-
ний. Однако в помещении всегда
имеются отраженные сигналы. При-
менение узконаправлеиных АС поз-
5/2000 АудиоМагазин 161
предыдущая страница 162 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 164 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст