аудиоклуб
тухання реверберации (кривая 3).
11оследнеп закономерности иридер-
жмнаются ло с их пор на студиях Бм-
Би-Си.
Будучи
приверженцем
не
годы«) немецкого, но и английского
внука, я также предпочитаю .»тот ва-
риант.
В действительности различия меж-
ду рассматриваемыми частотными ха-
рактеристиками времени ревербера-
ции на субъективном уровне не так
существенны. Они проявляются в ма-
лозаметных особенностях тонального
баланса, привычка к которому подоб-
на привычке к национальной кухне.
Это подтверждает сравнение :шукова-
нии в виде двух объединяющихся сиг-
налов полезно, поскольку позволяет
учес ть еще два параметра, важных для
восприятия музыки и речи.
1. Время задержки рандомизиро-
ванного сигнала относительно прямо-
го (в архитектурной акустике эта за-
держка обусловлена тем. что путь
прямого звука существенно короче,
чем тот, который преодолевают пер-
вые и последующие отражения).
2. Энергия первичного сигнала мо-
жет по-разному соотноситься с энер-
гией рандомизированного отклика (в
концертном зале это соотношение за-
висит от удален пости слушателя от
чение влияния соотношения прямого
сигнала и его реверберации на вос-
приятие музыки. С згой целью я под-
мешивал к прямому сигналу ревер-
берационный отклик oi
цифрового
ревербератора "Lexicon 480”. Помимо
хорошо известных зависимостей 11()|.
мне удалось получить интересный
эффект. Если реверберация но отно-
шению к прямому звуку находится на
субсенсориом уровне (то есть когда
затухания ее “хвоста" не слышно), она
оказывает па слушателя более силь-
ное эмоциональное воздействие, чем
когда ее “хвост” слышен хорошо. Осо-
бенно сильное эмоциональное воз-
1 100
Ї
1 90
5
1 80
1 70
1 “
50
Кривая
ООьем (м3)
(а)
700
(а) —
Ю»—
)
2 800
|
11.200
Id)
22.400
(с)
44 800
|с)->
WlS-
эо
1.0
2.0
3.0
4.0
5,0
6.0
7,0
8,0
9.0
Время реверберации сек
Рис. 2. Кривые процентной артикуляции в
аудиториях различной величины и с раз-
личным временем реверберации
писей английских, французских, не-
мецких и американских фирм. Такие
изменения в тональном балансе опыт-
ному слушателю заметны, по на каче-
ство передачи музыки влияния не
оказывают. Убывание музыки наблю-
дается только тогда, когда на отдель-
ных частотах возникает ощутимое
по сравнению со средним значением
уменьшение скорости затухания. Субъ-
ективно это напоминает искажения
групповой задержки, то есть воспри-
нимается слушателем как специфиче-
ская окраска звучания. 4
4.
Соотношение первичного сигна-
ла и рандомизированного отклика
Ф из
11
чес ка я при рс »да а куст и ч ес кг »
и
реверберации такова, что при про-
слушивании музыки ушей достигают
два сигнала: первый
прямой, нс-
ра н до м и з и рова и
11
ы й, д ругс»
й
pa
11
-
до.мизпрован по фазе в процессе ре-
верберации.
lia самом деле
такое разделение
условно, так как прямой звук и его
копни, отраженные от степ, пола и
потолка, друг от друга практически
неотличимы. После того как они сме-
шались. различить их можно только
но
направлению векторов
колеба-
тельной скорости звука. Тем не менее
представление результата рандомпза-
псполпптеля). Это отношение в соче-
тании с 7’(i0 - один из важнейших
критериев оценки качества слуша-
тельских мест в концертном зале 1101.
Эволюция
сформировала
орган
слуха так, что время задержки между
прямыми
и отраженными звуками
оказывается в пределах от 5 до 30 ме
(снова см. эффект Хааса |5J). Если в
I >еа л ы і о й а ку стн1
\
ес к<»
й <»бета нов кс
это время меньше, то начинает стра-
дать ясность звучания (артикуляция,
детальность и г. и.): если же оно боль-
ше 30 мс. у слушателя возникает ощу-
щение музыкального хаоса, а при еще
большем увеличении времени ощу-
щается раздвоение звуков, эхо и г. и.
Во всех случаях неоптимального вре-
мени задержки реверберации ухудша-
ется ясность восприятия динамиче-
ских контрастов и возникают другие
субъективные эффекты. В концерт-
ном зале добиться оптимальной за-
держки первых отражений (это время
составляет примерно К) мс) не так уж
трудно. Имитировать их в рандомиза-
торе, если вам удалось его сконструи-
ровать. по-моему, еще проще. Слож-
нее выбрать оптимальное соотноше-
ние энергий прямого звука и ревербе-
рационного отклика.
Па заре своих занятий звукозапи-
сью я потратил много времени на изу-
действие наблюдается, когда энергия
им пул
1
>с и о го от к л
11
ка ревербера пни
меньше энергии прямого звука в 30 и
более раз.
Находящийся
на
субсенсориом
уровне отклик я буду называть
мик-
рореверберацией
. Меняя ее Iга|»амет-
ры, я заметил, что при определенном
их сочетании, а именно, когда время
стандартной
реверберации
больше
оптимального, а ее задержка относи-
тельно прямого звука отсутствует,
звучание
музыки
со
11
ро п< >ж даете я
очень большими потерями ясности;
возникает также ощущение “сладко-
ватости”. характерное для звучания
серебряных проводов.
Тогда я сделал вывод, что аномаль-
ные явления, наблюдаемые нами при
прохождении музыкального сигнала
через электронные цени, субъективно
похожи на явления, вызванные аку-
стической
реверберацией.
Од пако
ес ть и некоторые различия. Это, есте-
ственно, породило у меня кучу вопро-
сов. 11азову главные.
11очему микроуровпевые процессы
так хорошо ощущаются нами на слух?
Достаточны ли приведенные мною
выше параметры для
обеспечения
правильной рандомизации фаз? Но
первому вопросу я уже сейчас могу
внести некоторую ясность. О том, что
5/2000 АудиоМагазин 149
предыдущая страница 150 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 152 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст