аудиоклуб
С точки прения фпліт.'іогии иторое
требование к отклику рандомизатора
объясняется тем. что резкие, необыч-
ные, по короткие олемепты звука при-
водят м действие психофизиологиче-
ские механизмы слухового восприя-
тия, такие как
прямая и опрятная
маскировки |
\
|. эффект Хааса |5|, а
также перестройка соотношения точ-
ности п длительности частої його ана-
лиза звуков. Пуск этих Механизмов
именно первой волной звука обеспе-
чивает правильную зависимость вос-
приятия от времени, а значит легкое и
разборчивое восприятие речи и музы-
ки. Напротив, включение их в произ-
вольные моменты восприятии) мешает.
Наибольшая субъективная моно-
тонность затухания достигается, ког-
да его огибающая имеет форму экспо-
ненты. Всякие аномалии на этом уча-
стке звука, такие как изломы (мелкие
участки с неодинаковой скоростью
спада), периодические или неперио-
дические флуктуации уровня, свиде-
тельствуют о наличии в фазовых со-
отношениях спектра звучания небла-
гоприятных для восприятия музыки
закономерностей. Даже незначитель-
ные по величине периодические флу-
ктуации огибающей затухания вызы-
вают неприятные ощущения. Вели ча-
стота флуктуации равна 20
10 Гц. то
звучание кажется жестким. При ча-
стоте от 8 до К> Гц ощущается непри-
ятное тремоло. А с час то гой от 6 до 7 Гц
пластичность звучания становится
преувеличенной1.
Важно, что любое отклонение оги-
бающей импульсного отклика от экс-
поненциальной формы
в процессе
воспроизведения музыки улавливает-
ся слушателем на подсознательном
уровне, а потому является определя-
ющим для формирования эмоцио-
нальной оценки звучания.
.'Оксноненциалытс затухание звука
во времени
при логарифмическом
масштабе амплитуды имеет вид пря-
мой линии (см. рис. 1), наклон кото-
рой характеризует скорость затуха-
ния этого звука в дБ/с.
Па практике затухание ревербера-
ции принято определять на частоте
512 Гц, но не по скорости затухания, а
по времени, необходимому для зату-
хания отклика реверберации на 60 дБ.
Это так называемое
прем я стандарт-
ной реверберации,
которое обознача-
ется Гы,.
Установление реверберации в поме-
щении. иначе
заполнение егозвуко-
вой энергией, происходит гораздо бы-
стрее, чем затухание, и длится при-
1
Эти преувеличения елодует воепринимать как
одну н і р;і:іііоніілмосгсіі му.імкл шюго мусора.
мерію
Реверберациоііньїіі от-
К7ШК к атому моменту времеїш достм-
гает ііримерио 95% от максимального
уровия.
Замочу, что в статистическом смис-
ле установленій? реверберації її ведет
ссбя не вполне предсказуемо. потому
что в его формнроваппи участвует нс-
большая часті» отраженнй звука. Тем
не менее ухо ;)(|)фективно защшцастся
от этой неупорядоченности благодаря
эффекту Хааса |5|, деГ|ствующему в
интервале от 5 до 30 мс.
Кстати, именно время установле-
ния реверберации я использовал для
оценки длительности окна фазовой
рандомизации
по аналогии с оцен-
кой психофизиками отрезка времени,
в котором ухо нечувствительно к раз-
личиям соотношения фаз акустиче-
ского сигнала. Это время определя-
лось как длительность установления
субъективной громкости тона после
его включения |6].
2.
Оптимальная скорость
затухания импульсного отклика
В архитектурной акустике время
стандартной
реверберации обычно
выбирают из соображений достиже-
ния иаплучшей разборчивости речи,
причем одновременно в разных ча-
стях проектируемого зала. По резуль-
татам м
IЮГОЧИСЛС11Н
ых
I
(сследован
п и
были получены достоверные кривые,
<>тражаюшке зав и с и мость ра;ю<>рч и -
востн речи от времени реверберации
(рис. 2) 17 1. В соответствии с этими
данными оптимальное время ревербе-
рации для наилучшей артикуляции
речи в среднем по размеру помеще-
нии составляет
Тт
~ 1
с. Читателя,
выступающего за точность передачи
осциллографического изображения
звука, должен слегка шокировать тот
факт, что разборчивость речи, а зна-
чит ее ясность, снижается не только
при увеличении этого времени, но и
при его уменьшении.
Такое же время признается опти-
мальным и для достижения ясного,
пластически связного звучания жи-
вой музыки |8|. I! эго понятно, мень-
шее время реверберации открывает
дорогу музыкальному и прочему зву-
ковому мусору, большее - приводит к
убывании) музыки за счет сглажива-
ния (нивелирования) быстрых изме-
нений ее трех составляющих.
II гак. при правильной рандомиза-
ции фаз музыкального сигнала ско-
рость затухания импульсного отклика
должна составлять примерно 60 дБ/с.
3.
Зависимость скорости спада
импульсного отклика от частоты
После того как точные методы из-
мерения реверберации были освоены,
встал вопрос, каков должен быть вид
частотой зависимости времени ре-
верберации. Этот вопрос горячо ди-
скутировался в 20-е годы 19 1. Должна
ли скорость затухания быть одинако-
вой для всех частот? Должна ли она
основываться на таком же частотном
распределении энергии, как в музыке:
чтобы все компоненты музыки зату-
хали одновременно? Должна ли она
быть основана на психофизическом
С<
)(
п
поп ієн
1111
суб ье
КТ И В И ОЙ
гром ко-
сти. интенсивности и частоты звука
таким образом, чтобы скорость нара-
стания и затухания громкости была
одинаковой для всех частотных ком-
понентов. как эго было предложено
Мак-Нэром? Были и другие взаимо-
исключающие предложения. Только
спустя примерно 30 лет после начала
этой дискуссии были признаны три
зависимости скорости затухания ре-
верберации от частоты (см. рис. 3).
На этом рисунке представлена ча-
стотная зависимость по М ак-П эру
(кривая I); ее модификация, предло-
женная Ьрюэлсм (Briicl) (кривая 2
в ней увеличено затухание ревербера-
ции в окрестностях частоты 300 Гц);
независимая от частоты скорость за-
Рис. 1.1- входной импульс; 2 - огибающая импульсного отклика
правильного рандомизатора фаз
148 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 149 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 151 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст