ауди оклуб
Анатолий ЛИХНИЦКИ
fl
Ф о р м у л а
относительности
звука
( часть третья )
Я наотрез отказы каюсь
считать что-нибудь невозможным.
Генри Фор/)
Судя по откликам читателем на
первые две части статьи "Формула
звука", мне удалось многих убедить в
том. что аномальные явления в звуке
в конце концов могут быть объясне-
ны. Наверное, так оно н есть. Однако
каждый раз преодолевая тот или иной
барьер необъяснимости, я наталки-
ваюсь на новые. Приведу пример. В
июне этого года ко мне обратились
друзья с просьбой научить их сделать
хороший предусилитель для проиг-
рывателя LP.
Я посоветовал собрать его из радио-
деталей фирмы “Telefunken” времен
Второй мировой войны. Кроме этого
ценного совета, я дал еще ряд реко-
мендаций.
Мои друзья выполнили все, как я
сказал, н приехали прослушивать но-
вый предусилитель ко мне. Как и
ожидалось, он сразу зазвучал велико-
лепно. Помню, мы слушали записи
Натана
Мплыптейна,
наслаждаясь
пластичностью и задушевностью зву-
чания его скрипки, контрастами темб-
ров и динамикой. Мне даже показа-
лось. что этот неказистый самопал
может уверенно обыграть "Audio Note
М 2 Phono”, н я предложил друзьям
съездить в "Hi-Fi Audio” на Литей-
ный. 30, чтобы проверить это.
К сожалению, они меня не послуша-
лись п отвезли предусилитель на про-
слушивание к известному в кругах,
близких к hi-fi, гуру .
Об
этом самом нервом в Санкт-Пе-
тербурге гуру стоит сказать несколько
слов. В молодости, то есть сразу после
Второй мировой войны, он с риском
для жизни работал агентом штази. О
его деятельности в тот период мало
что известно, однако говорят, будто он
был одним из немногих причастных к
исчезновению рожденной учеными
немцами аудиоцнвплпзацнп. Так бы-
ло или иначе, сейчас никто не может
точно сказать, теперь о нем говорят
как о добром, наивном и искренне ув-
леченном качеством звучания аудио-
филе.
Моих друзей он встретил приветли-
во. Включил самодельный предусили-
тель в свою аудиосистему. Поставил
пластинку все того же Мплыптейна.
Как вспоминают мои друзья, предуси-
литель и на этот раз заиграл велико-
лепно. Затем гуру пригласил гостей
выпи ть чаю. Сели за стол, на котором
кроме волшебно душистого чая нео-
жиданно появились дорогие шоколад-
ные конфеты и фрукты. Предусили-
тель продолжал тихо звучать, а за с то-
лом возникла приятнейшая беседа.
Тогда еше мои знакомые заметили од-
ну странность, о которой вспомнили
только потом. Конфеты, которыми
угощал гуру, залетали в рот хозяину н
гостям сами.
.,
Неожиданно гуру прервал беседу и.
дожевывая очередную конфету, голо-
сом. лишенным каких бы то ни было
эмоции, сказал: "А предуснлптсль-то
звучит плохо!”. Действительно, за вре-
мя чаепития что-то случилось. Звук
резко ухудшился, стал
ядовитым
и
жеваным
в среднем регистре и совер-
шенно утратил свою привлекатель-
ность. Мои друзья были обескураже-
ны н. недопив волшебный чай, быстро
ретировались.
Вернувшись домой, они вскрыли
предусилитель, перемерили все его
режимы, а также проверили сохран-
ность точек заземления. Никаких по-
вреждений в схеме обнаружено не бы-
ло; озадаченные, они позвонили мне.
рассказали эту историю и спросили,
что делать.
Я предложил еше раз прослушать
предусилитель у меня. II через две-
три минуты после его включения мне
пришлось подтвердить поставленный
известным гуру диагноз.
тот факт, что объективная причина
случившегося осталась неразгадан-
ной до сих пор.
..
Однако обратимся снова к неисчер-
паемой теме рандомизации. Аудио-
филам. которые гордится тонкостью
своего слуха, мои заявления о необ-
ходимости рандомизации фаз музы-
кального сигнала кажутся чудовищ-
ными. В их головах не укладывается
чтобы убрать маскирующиеся под
музыку искажения (названные мной
музыкальным мусором), музыкаль-
ный сигнал надо исказить еще больше.
Противоречие здесь мнимое, и воз-
никает оно из-за того, что мы пытаем-
ся представить себе звук не таким, ка-
ким его слышим, а таким, каким ви-
дим па осциллографе. Па самом же
деле наблюдаемые на осциллографе
звуковые колебания
это вовсе не
звук и гем более не музыка. Так же,
как
и
радиоволны, они
являются
лишь физическими переносчиками
содержания звуков, в том числе и
му-
зыкальных, в окружающей нас среде.
Это содержание на уровне восприя-
тия ощущается нами в виде грех неза-
висимых друг от друга
составляющих
звучания: его
высоты, /ромкости
и
тембра,
которым, как принято счи-
тать. соответствуют объективные па-
раметры
мгновенная частота, мгно-
венная интенсивность н мгновенный
спектр. Примерно об этом я уже пи-
сал в “A M ” № 1 (33) 2000. с. 159.
Данное соотнесение субъективного
и объективного в звучании полно-
стью согласуется с представлениями
классической психофизики, однако,
будучи человеком сомневающимся,
прежде чем писать об этом, я задал се-
бе вопрос, а так ли все обстоит на са-
5/2000 АудиоМагазин 145
С'кульптурныи портрет I. Гсршуни.
Сипота Л .ïiixim iiKom . I‘)(î7r
предыдущая страница 146 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 148 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст