музыка
Лаврентий
/ /
BKA PC К ИЙ
INTROD UZIONE
Двадцатый иск радикально измени, і
отношение к ангорскому музыкалыю-
му тексту (так называемому Urtext): с
возрастанием требований научности
н исторической достоверности ему
была возвращена “законодательная
власть”. “Ur-чапие” при исполнении
сочинений
многих
композиторов
стало не просто приличным,
но совершенно обязатель-
ным, а
круг “из-Нг-чае-
мых” авторов расширился
на глазах —
уже появились
записи текстуально выверен-
1
ного Мусоргского. При гаком
положении дел кажется совер-
шенно непостижимым, почему
никто из музыкантов до сих пор
не попытался исполнить авторские
версии сочинений мессии европей-
ского романтизма
Никколо Пага-
нини. Тем больший интерес (на грани
тихой сенсации) вызывает совместная
работа двух итальянских музыкан-
тов
скрипача М. Куаргы (лауреата
конкурса “Премия Паганини" 1У91 г.)
п пианистки С. Редаалли.
записав-
ших пять нагашншевеких произведе-
ний. восстановленных по автографам.
ТЕМА:
ПАГАНИНИ
“Сердечный трепет”, соната
“Наполеон”,
Вариации на тему Вайгля,
Величественная
сентимен-
тальная соната, “Ведьмы”.
(I Palpiti. Napoleon,
Variazioni su un tema di Weigl,
Maestosa Suonata Sentimentale, Le Streghe)
МАССИМО КУАРТА (скрипка)
СТЕФАНИЯ РЕДАЭЛЛИ (фортепиано)
••D y n u m k
C n s m -ІЮ П , 1 9 W
VARIAZIONEI
В романтическую зпоху авторский
текст был весьма подвижной структу-
рой -
его обрабатывали, транскрипп-
ровалн и парафразировали по своему
усмотрению все кому не лень, вплоть
до дилетантов в худшем смысле слова.
Особенно широко ото было распрост-
ранено в среде концертирующих вир-
туозов
здесь каждый солист ощущал
себя Наполеоном и почитал необходи-
мым самолично создавать планы соб-
ственных баталий в соответствии со
своими представлениями о современ-
ной военной стратегии и с наличием
тяжелой артиллерии. І Іеудивмтсльно,
что произведения такого удачливого
завоевателя, как Паганини, притяги-
налп внимание многих его коллег (Ту-
ра, Дмитрнева-Свечииа, Вильгельм и.
Крейслера п др.), создавших свои
весьма далекие от оригинала
версии
наган и
11
невских соч!ше-
ний. Разного рода
искаже-
ниям
косвенно по-
способствовали п некоторые
реалии околомузыкальпой действи-
тельности начала XIX века
пиратст-
вующие издатели н скрипачи-конку-
ренты. опасаясь которых, сам “импера-
тор скрипок” был вынужден утаивать
тексты своих сочинений. Большая их
часть увидела свет лишь после смерти
автора.
пая сюжетная коллизия цикла
путе-
шествие за пределы реального мира
через последовательные трансфор-
мации. Необходимым условием их
осуществления
оказывается
некая
константа (участоктемы, остающийся
неизменным
во
всех вариациях), вы-
I
ступающая гарантом тождественности
к
субстанции в процессе ее превращений.
А
Единственный рипсіиш константного
^ к
раздела,
в
котором от
вариации
к ва-
^ к
рпашш накапливаются
изменения,
^ к
каданс, содержащ ий все более уд.тп-
^ к пяющ уюея каденцию (се ф ункция
.тнрнко-драм а і п ч с с м ій
ком м епта-
рий к происходящему).
I! ашорской перемп нарікший на
гему из “Танкреда” но сравнению
с общеизвестным текстом от пало
многословное оркестровое вету-
^ пленне.
обнаружились
изы-
сканные украшения сольной
партии, всплыл выразительный ми-
норный речитатив, изменились неко-
торые “знаки препинания” (каден-
ции). вернулся финал с искрящейся
кодой-рі/хісаіо.
и концертный но-
мер для демонстрации липкости рук
оказался притчей о зачарованном ры-
царе.
VARIAZIONЕ II
Шок
нормальное состояние при
столкновении с любым подлинником
после канонизации фальшивки. По-
жалуй, самое ошарашивающее впе-
чатление производят записанные нта-
. і ья
11
с к и м
дуэтом
11
а га н и
11
и евс кие
“Ведьмы" (вариации на тему из балета
“Орех Бепенепто" Зюсмайра) и “Сер-
дечный трепет" (вариации на гему из
“Танкреда” Россини). Многие годы
мы могли лишь смутно догадываться,
что Паганини был отнюдь не тем, за
кого его усиленно выдавали. С выхо-
дом в свет диска Куарты - Редаалли
появилась реальная возможност ь оце-
нить степень содержательности нага-
ни киевских “фокусов”.
Ду те і п і і ч н ы с “ Ведьм ы ” и редста к>т
выдающимся образцом
романтиче-
ских виртуозных концертных вариа-
ций: вряд ли в музыке XIX века (и не
только скрипичной) в рамках итого
специфического жанра отыщется еще
одни пример столь блистательного
претворения программности. Осиов-
\'Л Е 1 А гЮ 1 \Е I I I
Еще один немаловажный нюанс
с
момента смерти Паганини и “Ведь-
мы". п “Сердечный трепет” исполня-
лись не в тех тональностях. Мы при-
выкли слышать буколический контр-
данс милых колдуний-пенсионерок
и тривиальном ре-мажорчнке, меж тем
как автор предписывал для своих
“метаморфоз" ми-бемоль, приподни-
мающий цикл в целом па героические
котурны. Вариации па тему из “Тан-
креда" в действительности должны
звучать в мужественном си-бемоль
мажоре, а не в сладостном ля. Отда-
дим должное М. Куарге за скрупулез-
ность в воплощении нагапиниевского
замысла
следуя авторским намере-
ниям, ( )ба сочинения он играет па ин-
струменте, настроенном па полтона
выше, что само по себе для современ-
ного скрипача представляет немалую
проблему.
\'Л Е 1 Л г Ю \'Е IV
Невероятно, но факт: в рецензии, по-
священной произведениям Паганини,
отдельного упоминания настоятельно
требует фортепиано, точнее
форте-
пианное сопровождение. Впервые ряд
произведений екринача-внртуо:
1
а (со-
пата “Наполеон". Величественная сен-
5/2000 АудиоМагазин 141
предыдущая страница 142 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 144 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст