аудиом астерская
тает, применяйте провод МГТФ-0,35,
особое внимание уделите “земляным"
цепям. Основные требования к монта-
жу: провода должны быть по возмож-
ности короткими и ни при каких усло-
виях не допустимы замкнутые конту-
ры, иначе у вас получится не усилитель,
а радиоприемник.
Собранная без ошибок схема наст-
ройки не требует. Желательно только
проконтролировать с помощью тестера
напряжения и токи в указанных точках.
Если измеренные значения отличаются
от приведенных па схеме не более, чем
на 10%.
все в порядке. Грубые отли-
чия, скорее всего, указывают на ошибку
в монтаже или на неисправность како-
го-либо элемента.
Перед первым включением проверьте
монтаж самым тщательным образом.
Это избавит вас от острых ощущений.
Если при включении ваш усилитель не
подал сигналов тревоги (запах гари,
искры, громкие щелчки и т. и.), дайте
ему прогреться 10 -15 минут и присту-
пайте к измерениям.
При правильном монтаже “земля-
ных” цепей уровень фона в ваших АС
должен быть достаточно низким. С аку-
стической системой чувствительностью
90 дБ он слышен, только если ухо под-
нести вплотную к низкочастотному ди-
намику. В противном случае придется
по:)ксперименти|Х)вать с расположени-
ем деталей и проводов, что иногда мо-
жет запять даже несколько дней. Но так
или иначе это решаемая задача, и, сле-
довательно, вы с нею справитесь.
Теперь затронем такой больной во-
прос,, как типы применяемых элементов.
Почему больной? По этому поводу нам
приходилось читать и слышать прямо
противоположные мнения, начиная с то-
го, что наши отечественные компоненты
ничем не хуже (а то и лучше) самых до-
рогих и престижных зарубежных, и кон-
чая тем, что без “Black Gate” и "Multicap”
нечего даже пытаться получить прилич-
ный звук. Подробное рассмотрение этих
вопросов выходит за рамки статьи, и мы
ограничимся лишь некоторыми частны-
ми рекомендациями, основанными на
нашем личном опыте.
Типы элементов, указанные на схеме,
гарантируют вам некоторый начальный
уровень качества, причем вполне срав-
нимый! с присущим некоторым недеше-
вым зарубежным моделям. Л дальше,
исходя из ваших вкусов и возможно-
стей, попытайтесь подняться на более
высокий уровень. Только не требуйте от
этой схемы слишком многою, и она вас
не разочарует. И так, начнем но порядку.
Потенциометр, стоящий на входе,
способен радикальным образом повли-
ять на качество звучания. К сожалению,
достойной заменой дорогостоящему
“ALES" может стать разве что ступенча-
тый аттенюатор, скажем, на основе оте-
чественных геркопов с золочеными
контактами.
Не меньшее влияние на звук оказыва-
ет и .замена переходной емкости. Если у
вас есть возможность, советуем попро-
бовать "Mult icap RTX” или “Jensen”, из-
вестные не менее, чем “Audio Note”. Они
звучат весьма по-разному, но каждый из
них, па наш взгляд, заслужил свою вы-
сокую репутацию (и высокую стои-
мость). При всем нашем патриотизме
мы не можем согласиться с теми, кто ут-
верждает, будто наши К40У-9 (КБГ,
ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше
(как вариант —
не хуже), чем выше-
названные “Multicap”, “Jensen” и т. и.
Предполагаем, что заявления такого
рода вызваны недостаточно высоким
качеством используемых при тестиро-
вании звуковых трактов.
В блоке питания прекрасно зареко-
мендовали себя наши МБГО (МБГВ.
МБПI. МБГЧ, еще лучше КБГ-МН и
т. и.), если закрыть глаза на то, что они
займут полкомнаты. Несмотря на наше
бесконечное уважение к “Black Gate”
серии “WKZ”, язык не повернется ре-
комендовать их в силу запредельной
стоимости. Советуем приберечь их для
более продвинутых конструкций, а сю-
да поставить что-нибудь попроще, на-
пример “Rubicon” или “Nichicon”.
И наконец, если для монтажа вы при-
бегнете к какому-либо ОЕС-проводу
известной фирмы (на ваш вкус) и при-
пою “WBT” или “Audio Note”, хуже не
станет.
Несколько слов но поводу акустиче-
ских систем, которые Moiyr использо-
ваться с этим усилителем. Говорят, что
только высокочувствительные (95 дБ и
выше) акустические системы способны
раскрыть возможности маломощных
ламповых усилителей. Бесспорно, чем
выше чувствительность ваших АС, тем
меньшая мощность требуется от усили-
теля для создания одинакового уровня
звукового давления и тем меньше, соот-
ветственно, будут искажения. Но вот бе-
да, не всегда более чувствительная аку-
стическая система оказывается лучшей
по звуку. Как же быть? В домашнем ком-
плекте одного из авторов описываемый
усилитель длительное время работал с
акустическими системами на динамиче-
ских головках “Peerless” чувствительно-
стью 88 дБ, воспроизводя музыку раз-
личных жанров, включая хард-рок па
повышенной громкости, и проблем с пе-
редачей динамических контрастов не
было. На выставке “Российский Hi-End
2000” усилитель “Nostalgia” демонстри-
ровался в комплекте с акустическими
системами чувствительностью 87 дБ в
зале площадью никак не менее 50 м2 и
к изумлению многих, к нашему в том
числе, на большинстве фонограмм он
смог обеспечить необходимую гром-
ка ють, не заходя в “ кл и и п и н г”. Та к что ес-
ли предельная громкость нс является
для вас главным кри терием оценки ка-
чества звучания, используйте ту акусти-
ческую систему, которая у вас есть, н,
возможно, вы будете приятно удивлены.
На самом деле удивляться не стоит,
субъективное восприятие громкости
звучания ламповых усилителей сущест-
венно отличается от восприятия громко-
сти транзисторных. Наиболее часто на-
зываемая субьсктнвная оценка мощно-
сти “Nostalgia”- 35-40 Вт. Надеемся,
что развеяли ваши сомнения.
Существует другая проблема, на наш
взгляд, не менее важная. Сочетание вы-
сокого (3 Ом) выходного сопротивле-
ния усилителя с высокой добротностью
акустической системы иногда может
привести к нежелательному подъему на
низких частотах, попросту говоря, к гу-
дению. Б подобных случаях обвинение
чаще всего падает на усилитель, хотя
нам кажется, что акустическая система
виновата не меньше. Точнее, это пробле-
ма взаимного согласования усилителя и
акустической системы. Существует не-
сколько способов ее решения. 11аиболее
простой
введение неглубокой обрат-
ной связи, уменьшающей выходное со-
противление усилителя до приемлемого
уровня. Как же так, скажете вы, ведь мы
только что отказались от обратной свя-
зи но идейным соображениям. Что ж, в
данном случае мы предлагаем пойти на
компромисс, учитывая, что в большин-
стве случаев достаточно глубины ООС в
2-3 дБ. По для убежденных противни-
ков ООС приведем и более радикальное
решение - самостоятельно изготови ть
акустическую систему с пониженной
добротностью специально для эксплуа-
тации с усилителями без обратной свя-
зи. Если такая перспектива вас не пугает,
мы, со своей стороны, готовы опублико-
вать один из возможных вариантов кон-
струкции подобной системы на страни-
цах журнала.
Л
Литература
1.
Лихт щ кий А.
Мощность. Часть 1.
“АудиоМагазин” № 2 (7) 96.
2.
РгапМаті
5'. Бп^Іе-ЕіккчІ \А Рн.чЬ-
Ри11. Рагі І. "БісгсорЬіІе”, 12/1996.
3.
Цыкии Г.
Усилители электрических
сигналов. 1963.
4.
Трошкин
//. Триод из подручных ма-
териалов. “Класс А”, октябрь 1997.
5.
Ц
ы к н и Г .
Трансформаторы низкой
частоты. 1955.
188 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 189 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 191 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст