аудиом астерская
2. Выходная мощность двухтактного
каскада, работающего и классе А, равна
выходной мощности однотактного ка-
скада. построенного на той же паре ламп,
но включенных параллельно. Класс АВ
мы здесь не рассматриваем ввиду невоз-
можности его реализации без ООС.
3. Компенсация четных гармоник в
двухтактном каскаде в силу указанных
выше особенностей слуха приводит ча-
ще всего к субьективному ухудшению
качества звучания. 11е случайно некото-
рые разработчики, как у нас, так и за ру-
бежом, пытаясь приблизить звучание
своих двухтактных аппаратов к звуча-
нию однотактных путем перекоса в
фазоинверторном каскаде, подмешива-
ют к сигналу вторую гармонику. Увы.
это не решает всех проблем, связанных с
дву хтакп I и кам и.
4. Повышенная чувствительность од-
нотактных каскадов к пульсациям пита-
ющего напряжения преодолевается в ре-
зультате простого увеличения емкости
фильтрующих конденсаторов блока пи-
тания, что при их нынешних размерах и
стоимости не представляет сложности.
Вот мы и пришли к неожиданному
выводу: большинство декларируемых
недостатков однотактного усилителя
при ближайшем рассмотрении оказыва-
ются его достоинствами, остальные же
на сегодняшний день легко устранимы
за счет увеличения габари тов, веса, и,
как следствие, стоимости.
Небольшая мощность при больших
габаритах, весе и стоимости —
насколь-
ко это приемлемо, пусть каждый решит
для себя сам. Нам же представляется
вполне естественным, что усилитель
высокого класса, способный
1
! соответ-
ствующем тракте доставить ни с чем не
сравнимое наслаждение любителю му-
зыки, имеет внушительные размеры и
вес и стоит больше, чем посредствен-
ный аппарат, хотя бы и с мощностью на
порядок выше.
Конечно, бывают ситуации, когда без
высокой мощности не обойтись, напри-
мер при озвучивании дискотеки, но в
домашних условиях грамотно спрое-
ктироваинмм одтштакттIый триодиый
усилитель без обратной связи мощно-
сть* ) 5-10 Вт с тиличным у ров нем иска-
жений около 5-6% при полной мощно-
сти (и соответственно около 1.0% при
мощности I Вт), работая на акустиче-
скую систему чувствительностью 90 дБ
и более, способен обеспечить весьма вы-
сокое качество звучания, зачастую не-
достижимое для аппаратов, использую-
щих какую-либо другую схемотехнику.
Внимательный читатель может отме-
тить. что большая часть сказанного вы-
ше в равной мере относится и к т ран-
зисторным однотактпым усилителям.
Совершенно верно, в мире существует и
такое направление, его яркими предста-
вителями являются усилители серии
"Pass Aleph” Нельсона Пасса. Мы не
против транзисторов, но все же заме-
тим, что на сегодняшний день лампо-
вый триод является самым линейным
усилительным элементом, и с его помо-
щью получить высокое качество звуча-
ния во всяком случае проще. 11одтверж-
дением этому служи т и тот факт, что в
самых высоких ценовых категориях мы
видим только ламповые одиотактники.
Ну хорошо, скажете вы, допустим. 11о
какое отношение все это имеет к боль-
шинству любителей музыки в нашей
стране, не имеющих возможности при-
обрести не только готовый усилитель
“Сагу" или “Audio Note”, но и необходи-
мые для их построения компоненты —
лампы 300В производства “Western
electric”, трансформаторы “Tango", кон-
денсаторы “Black Gate” и “Multicap”,
серебряные провода “Kimber Cable”?
А вот какое.
Тем из вас. кто знает, за какой конец
брать в руку паяльник, мы предлагаем
самостоятельно собрать из доступных
деталей простой в изготовлении и на-
стройке ламповый усилитель, способ-
ный. тем не менее, продемонстриро-
вать все преимущества однотактного
лампового звука, о которых мы так
много говорили.
Из возможных вариантов мы предпо-
чли усилитель на выходных лучевых те-
тродах 6ПЗС в триодном включении.
Этот аппарат явился прототипом серий-
ной модели “Avant Electric Nostalgia",
отличающейся от него некоторыми до-
работками, вызванными, в частности,
технологическими требованиями серий-
ного производства.
Основные технические параметры
усилителя: выходная мощность 7 Вт
при коэффициенте нелинейных иска-
жений 6%, чувствительность 0,4 В. по-
лоса рабочих частот на полной мощно-
сти не хуже 12 Гп - 30 кГц без ООС.
Выходная лампа 6ПЗС была выбрана
нами, во-первых, за ее доступность и
низкую (около 20 рублей на питерском
радиорынке) цену. Во-вторых, за доста-
точно высокую линейность в триодном
включении и многообещающий спектр
гармоник (относительно высокая вторая
гармоника и низкая третья). Напомним,
что эта лампа, точнее ее прототип 6L6,
разрабатывалась специально для ис-
пользования в звуковых трактах. II
в-третьих, за ее теплое (тут самое время
вспомнить про спектр гармоник) и
все-таки не обойтись без этого слова —
“музыкальное" звучание, даже в сравне-
нии с такими серьезными соперниками,
как EL34 и 6550. Два относительных не-
достатка этой лампы в триодном вклю-
чении - небольшую выходную мощ-
ность (3,5 Вт) и достаточно высо-
кое внутреннее сопротивление (около
1.5
кО.м) —
мы преодолели, включив две
лампы параллельно. Следует заметить,
что среди российских радиолюбителей
распространено
необоснованное,
на
наш взгляд, мнение о недопустимости
параллельного включения ламп. Не же-
лая углубляться в дискуссию на эту те-
му, приведем простой пример. Один из
самых дорогих (как-никак 330 тысяч
долларов) усилителей всеми уважаемой
фирмы “Audio Note”, а именно “Gaku-
Оп”, имеет на выходе две включенные
параллельно лампы, что вовсе не меша-
ет его счастливым обладателям наслаж-
даться музыкой. Так или иначе, вклю-
чив параллельно лампы 6ПЗС, мы полу-
чили внутреннее сопротивление 750 Ом
и 7 Вт триодной мощности. Ну чем не
“трехсотка”?!
Схема одного каната усилителя при-
ведена на рисунке (с. 187). Рассмотрим
ее подробнее.
Входной каскад, он же драйвер, вы-
полнен по схеме с динамической на-
грузкой (SRPP) па одном из лучших
отечественных малосигнальных трио-
дов 6Н9С. Применение SRPP объясня-
ется не каким-то нашим особым распо-
ложением к таким каскадам, а тем, что
мы
попробовали
разные
варианты
(один триод с анодной нагрузкой, па-
раллельное включение двух триодов
и т. и.) и остановились на SRPP, как
на обеспечившей наилучшее, по нашему
мнению, качество звучания.
Выходной каскад, как упоминалось
выше, выполнен на двух лучевых тетро-
дах 6ПЗС в триодном включении. Для
того чтобы свести к минимуму нелиней-
ные искажения, выходные лампы подо-
браны парами по анодному току и кру-
тизне с точностью 1,5% и при необходи-
мости заменяются тоже парами. Тем. у
кого нет возможности подобрать лам-
пы, советуем не расстраиваться и ис-
пользовать те лампы, которые есть (же-
лательно все же из одной партии), так
как разброс параметров ламп приводит
к росту в основном второй гармоники,
что не должно радикально ухудшить
звучание. Выбранные нами режимы ра-
боты выходных ламп могут, на первый
взгляд, вызвать недоумение. В част-
ности
напряжение на второй сетке,
почти на 100 В превышает величину,
указанную в справочнике. В свое оправ-
дание мы сошлемся на статью [4], где
доказывается возможность применения
пентодов и лучевых тетродов в триод-
ном включении с превышением некото-
рых справочных режимов без сущест-
венного снижения ресурса работы ламп.
186 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 187 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 189 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст