^
испытательный стенд
История развития методологии объективной оценки ка-
чества аудиоаппаратуры напоминает известную притчу о
курице и яйце. Пока не создан первый аппарат для записи
звуковых сигналов, вопрос измерения искажений беспред-
метен. Совершенствование фонографа потребовало созда-
ния инструментов и методов объективной оценки качества.
Тогда и появились известные сегодня всем полоса частот,
уровень шума и коэффициент детонации.
Стоит особо отметить, что методы контроля качества всегда
оказываются вторичными по отношению к объекту исследо-
ваний. В начале двадцатого века ученые выделили необходи-
мый и достаточный набор параметров, который отражал воз-
можности н особенности аудиоаппаратуры того времени.
11оявление новых технологий обработки звуковых сигналов
повлекло за собой появление новых параметров качества ап-
паратуры. Выявляются новые искажения — возникают мето-
ды их измерения и соответствующая аппаратура.
К концу века скорость развития техники оказалась на-
столько высокой, что тыловое обеспечение (контрольно-
измерительная аппаратура и методология оценки качества)
уже не поспевает за авангардом. 11
это отставание увеличи-
вается день ото дня.
Взгляните на сигналограмму восстановленного после
компрессии M P 3 сигнала (рис. 1). Красивый синус оброс
шумами, это видно невооруженным глазом, но практически
не слышно для уха. Здесь работает эффект маскирования
во временной области, в результате чего ухо слышит шум,
сменившийся тональным сигналом. Собственно говоря,
именно взаимное маскирование сигналов лежит в основе
принципа сжатия звукоданных. Нетрудно измерить вели-
чину возникающих при компрессии искажений, гораздо
сложнее интерпретировать полученные результаты.
Бывают и другие ситуации, когда главная трудность со-
стоит именно в том, чтобы найти и измерить искажения.
Что делать? Есть два варианта. Первый
ждать у моря
погоды. Второй
- попробовать что-нибудь измерить. В
конце концов, лучше сожалеть о сделанном, чем о не сде-
ланном. Аппаратура для измерений сегодня доступна: это
обычный бытовой компьютер с приличной звуковой кар-
той. Уровень собственных шумов аналого-цифрового пре-
образователя составляет около
70 дБ (R M S ), рекордным
его не назовешь, диапазон частот тоже не удивит, но у циф-
ровой техники есть пара достоинств.
Во-первых, собственные шумы АЦП практически равно-
мерно распределены во всем диапазоне частот, что позво-
ляет при отношении сигнал/шум = 70 дБ в диапазоне
20 24000 Ги измерять уровень спектральных составляю-
щих в диапазоне, достигающем 100 дБ.
Во-вторых, можно исследовать однократные процессы,
соорудив с помощью подручного редактора ("Sound Forge",
например) практически любой испытательный сигнал.
Полный дуплекс позволяет одновременно воспроизводить
тест-сигнал и записывать реакцию. Для оценки достовер-
ности результатов измерений исследуемого аппарата я все-
гда применяю Метод “кон трольной закупки”: на вход карты
с ее же выхода подаю аналоговый тест-сигнал (см. рис. 2).
В результате получается две фонограммы: запись сигнала с
выхода тестируемого устройства и контрольная. Потом
можно спокойно п вдумчиво разглядывать формы сигна-
лов, анализировать спектр -
наличие контрольной записи
существенно уменьшает вероятность ошибок.
р а з у м а
ЇІЇІЛ
а)
/
\
Ш Ш М Ш Ш І Ш Ш
У
ши
Ї І І І І И III І її ІІІІІ!
.їй----ю іиг.
Рис.1,
а)
при кодировании синусоидального сигнала методом МРЗ
никаких искажений не видно;
б)
если синусоидальный сигнал появ-
ляется после шума, то следы компрессии видны невооруженным
глазом: око видит, а что измерять - неясно
Замечу все же. что, если я не увидел искажений, это еще
не значит, что они отсутствуют. Но если я их заметил, они
совершенно точно имеют место.
Единственный опыт, который дал видимые результаты,
реакция усилителя на сигнал, поданный на его выход. Мето-
дику испытаний я неоднократно описывал, она проста: один
канал усилителя используется в качестве источника напря-
жения. Резистор 5 Ом превращает этот источник в генера-
тор тока, который и подается на выход испытуемого канала
аппарата. Сигнал с выхода тестируемого канала усилителя
подается на вход звуковой карты н записывается в файл для
11
<к* л еду юшего а I шл
11
за.
о
-39
76
113
dB
а)
--------
SC
---------
Zm
---------
Zm
---------
З Г
12K
15K
18K
21K
24KHZ
6)
л.
J.
J.-
iL.
Рис. 2. На графике
а)
показан спектр “цифрового" синуса. На графи-
ке
б)
- спектр того же сигнала после цифро-аналогового и аналого-
цифрового преобразования; искажения, вносимые звуковой картой,
оказываются весьма незначительными
182 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 183 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 185 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст