испытательный стенд
Коэффициент демпфирования для нагрузки 8 Ом: 350/
I кГц п 300/(20 Гц
20 кГц).
Внимание к коэффициенту демпфирования — это ата-
визм. оставшийся нам в наследство со времен ламповой
техники. Сопротивление проводов обмоток трансформато-
ра м выходное сопротивление усилительного каскада дают
в сумме значения, сопоставимые с сопротивлением звуко-
вой катушки: 1
3 Ом и больше.
Выходное сопротивление полупроводникового усилителя
достаточно мало с точки зрения демпфирования 114-голо-
вки, но, в отличие от выходного сопротивления лампового
усилителя, оно является нелинейным. В память о лампо-
вых усилителях мы сохраняем интерес к величине выход-
ного сопротивления и пренебрежение к его линейности, а
надо бы — наоборот.
Я измерил выходное сопротивление в диапазоне частот
от 130 до 6000 Гц у двух усилителей. По абсолютным значе-
ниям “Сор1ап<1 СБА-в”, как и ожидалось, лидирует, но раз-
личие (0,03 и 0,07 Ом) не показалось мне значительным.
На этом список “паспортных данных” исчерпывается, а
искажения еще остаются. Наивно было бы полагать, что по-
вышение точности приборов поможет найти что-то новое.
Копать нужно не вглубь, а вширь.
Влияние обратных связей. Основное следствие ОС -
возможная неустойчивость усилителя. Усилитель без об-
ратной связи не возбудится никогда. К сожалению, надеж-
ных данных о заметности неустойчивости усилителя нет.
Случаи подвозбуждения в ламповых усилителях редки, по-
тому оно п остается на обочине, заслоненное другими иска-
жениями. Проведение масштабных исследований по опре-
делению заметности искажений требует привлечения та-
ких сил и средств, что цена знания оказывается выше цены
незнания.
Оказалось, что проще всего оценить устойчивость усили-
теля, подавая ему на выход сигнал от внешнего источника.
В обычной жизни таким источником сигнала служит аку-
стическая система, так что опыт имеет не только теоретиче-
ское значение. Тестирование “С5А-8” не выявило следов
самовозбуждения, а вот усилитель ресивера “ТЕАС С к -
Н 100” оказался не особенно устойчивым. Заметны следы
переключения выходных транзисторов, что проявляется на
спектрограмме как нелинейность высоких порядков.
Переходные процессы. Для ламповых устройств не
характерны долгоиграющие переходные процессы. Поня-
тие “долгоиграющие” в данном случае подразумевает дли-
тельность процесса в интервале слуховой заметности: едини-
цы
сотни мс. Длительность установления петли гальва-
нической обратной связи усилителя и термодинамических
процессов в транзисторах как рал такова, и это может вызы-
вать ухудшение звука.
Пытаясь увидеть переходные процессы, я попробовал за-
регистрировать искажения однократной тональной посыл-
ки. Компьютер позволяет записать такой сигнал, а потом
разглядывать его. Ничего криминального при работе уси-
лителя на резистор я не обнаружил.
Но на основании результатов такого опыта нельзя ут-
верждать, что искажений, вызываемых, скажем, тепловыми
переходными процессами, в усилителе нет. Может быть,
была выбрана неудачная частота, или длительность посыл-
ки не позволила заметить искажения, кто знает?
Влияние внешних обстоятельств. Длительность тональ-
ной посылки (10 мс) была выбрана не случайно. При таком
коротком сигнале можно подключить АС, не опасаясь ее
сжечь. Заменив резистор акустической системой, я увидел,
что выходной сигнал усилителя изменился. И оказалось,
что дело тут вовсе не в отличиях АС от резистора, а в том,
что резистор подключался к усилителю десятисантиметро-
вым экранированным проводом, ставить же АС вплотную к
усилителю было неудобно, поэтому использовался обыч-
ный акустический кабель. Ему было неведомо, что он нахо-
дится тут для передачи только звукового сигнала, и он при-
нимал в придачу еще парочку телевизионных программ. В
качестве антенны этот кабель создавал на выходе усилите-
ля напряжение около 100 мВ. На выходе “CSA-8” уровень
ВЧ-помех от телевидения, создаваемый соединительным
кабелем, оказался почему-то ниже, чем у “ТЕАС CR-H100".
Предсказать влияние таких наводок на звучание очень
трудно. Надо учесть и характеристики кабеля: волновое со-
противление, потери, частотные свойства в диапазоне по-
мех, то есть до 1000 МГц. Свойства АС также влияют на ве-
личину помех. Хорошо было раньше: и помех меньше, н
прежние ламповые усилители к высоким частотам равно-
душны. В таком контексте устройства механической записи
звука выглядят отлично: есть помехи или нет
все едино. Я
пишу это безо всякой иронии. Жаль только, что методоло-
гия оценки качества аппаратуры слишком многое сохрани-
ла из граммофонной эры. А обстоятельства переменились.
..
Вот мы и подошли ко второй причине противоречий
между объективистами и субъективистами. Это причина
методологическая.
И при обследовании отдельно взятого аппарата, и при
оценке всей системы обычно ищут
искажения,
то есть раз-
личия выходного и входного сигналов. Считается, что
уменьшение искажений улучшает звук. Известная логика в
этом тезисе есть. Акустическая система с диапазоном вос-
производимых частот 100 Гц - 7 кГц едва ли сможет пора-
довать нас своим звучанием. Расширение полосы до 80 Гц —
10 кГц улучшит впечатление, если, конечно, такое расшире-
ние сделано не по тришкиному рецепту: от одного места от-
резано, к другому пришито.
Делаем еще шаг: теперь система умеет воспроизводить
сигналы от 60 Гц до 12 кГц. Заметив, что звук стал лучше,
приходим к заключению: расширение полосы воспроизво-
димых частот улучшает звучание.
Беремся за нелинейные искажения: 10% — безрадостная
картина, 3% - стало гораздо лучше, 1% — совсем хорошо.
Вывод: уменьшение искажений полезно для звука.
При каких-то определенных условиях уменьшение иска-
жений действительно улучшает звучание. Только из бес-
спорного факта, что К, = !% лучше, чем К, = 3%, не следует,
что К, = 0,001% лучше, чем К,. - 0,01%. Приведем простой
пример. Водный раствор С Н :1С Н 2О Н с неизвестными при-
месями для употребления не годен. Очистка повышает ка-
чество продукта. Мне довелось дегустировать смесь дистил-
лированной воды н С Н ;)С Н 2О Н очень высокой степени
очистки — ХЧ или даже ЧДА. Честно скажу, этот чистый
продукт не выдерживает никакого сравнения с коньяком,
водкой, бренди и даже граипой.
Примеси (искажения, если говорить языком звукотехии-
ки) в нужной пропорции могут создать букет, вкус (прост-
ранственное впечатление, микро- и макродинамику, вовле-
ченность, в конце концов). Нарушение
пропорции
может
испортить и вкус продукта, и впечатление от прослушива-
ния. Бороться нужно не за уменьшение искажений, а за со-
здание устройств с определенными параметрами. Какие
значения параметров нужно счи тать оптимальными? Отве-
та на этот вопрос пока нет, но дорогу осилит идущий. Если
проснется.
..
180 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 181 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 183 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст