испытательный стенд
Сегодня другая аппаратура работает в других условиях,
иной оказывается и заметность искажений. Неудивитель-
но, что цифры и звук оказались совершенно самостоятель-
ными. И нет никаких оснований для претензий к исследо-
вателям. получившим те цифры. Виноваты последователи,
относящиеся к цифрам, как к фетишу, и не учитывающие
изменившихся обстоятельств.
Однажды в научно-популярной книжке я прочел поучи-
тельную историю. Насколько она соответствует действи-
тельности, не знаю, но пример показательный. Один та-
лантливый ученый, отец теории электромагнитной индук-
ции, заметив, что ток в катушке воздействует на магнитный
сердечник, решил исследовать влияние сердечника на ток в
катушке. Вставляет он в катушку магнит, глядит на изме-
ритель тока, но никакой реакции не видит. 11 так пробовал,
и эдак - никакого результата. Сконструировал измеритель
силы тока с очень высокой чувствительностью, который
пришлось даже вынести в соседнюю комнату, чтобы пол ет
магнита, вставляемого в катушку, не влияло на точность из-
мерений. Магнит вставлен, исследователь бежит к измери-
телю тока, но его снова ждет разочарование: стрелка - па
нуле.
В наши дни каждый школьник знает, что напряжение на
катушке возникает только тогда, когда магнит
движется,
а
естествоиспытатель
сначала
вставлял магнит, а
потом
гля-
дел на стрелку. Прибор был точен, да метод нехорош. I Схо-
жая история имеет место и в звукотехнпкс. Мы смотрим на
стрелку, когда все в системе установилось, хотя музыку
слушаем при немного иных условиях.
Что же нужно измерять сегодня? Стоит обратить внима-
ние на однократные процессы, реакцию усилителя на кото-
рые невозможно исследовать традиционными методами.
Собственно, традиционные методы как раз и ориентиро-
ваны на работу со стационарными сигналами. Опять же
удобно: покрутил ручку на генераторе, поглядел на стрелку,
записал показания. А крутить, глядеть и записывать
одно-
временно -
это ж какую зарплату надо платить за такую ра-
боту и сколько денег потребуется на оборудование лабора-
тории! 11е нужна большая лаборатория, возьмите обычный
компьютер. Он, во-первых, гораздо дешевле, во-вторых, не
просит зарплаты, и, в-третьих, его легко “заточить” под зву-
котехн
11
четкие нужды.
Полезно также не только исследовать части системы, но
н оценивать влияние взаимодействия ее элементов. Иначе
получится как всегда: один врач занимается глазами, дру-
гой — зубами, третий — суставами. А кто же следит за здо-
ровьем? Есть специалисты по усилителям, по акустиче-
ским системам, но проигрывателям дисков, но проводам, да
н много еще по чему. А где специалисты по звуку?
Следует учитывать не только процессы, происходящие
внутри системы, но и влияние на нее окружающей среды. В
качестве усилителей при упомянутых исторических прослу-
шиваниях использовались ламповые устройства с незначи-
тельной обратной связью. Резисторы были угольные и про-
волочные. а конденсаторы делали из фольги и бумаги или из
слюды. Позже появились крупные телецентры, создающие в
городах высокочастотные (практически до 1000 МГц) элект-
ромагнитные ноля большой напряженности2. Тогда же стали
широко применять транзисторы, сегиетокера.мнческпе и эле-
ктролитические конденсаторы, известные своей нелинейно-
стью, на которой детектируются ВЧ-помехи от вещания. В
сочетании с обратной связью такое детектирование может
привести к появлению в сигнале неудобоваримого гарнира.
2 Есть и другие
ника.
: сотовые телепни
Так или иначе, но для объективной оценки качества уси-
лителя нужно выявить все новообразования, которые мо-
гут испортить звук:
продукты неустойчивости.
— длительные
переходные процессы (более 1
мс),
негармонический и гармонический "гарнир".
Хорошо было бы повторить измерения порогов слуховой
заметности в современных условиях, для современных фо-
нограмм и оборудования. 11о цепа таких исследований ока-
зывается неподъемной, и едва ли они будут проведены в
блі гжай шем буду щем.
Впрочем, можно не замахиваться на “мир во всем мире",
а попробовать хотя бы выявить возможные искажения, по-
добрать способы их регистрации и измерения. Дальше бу-
дет видно.
Усилитель.
Массовое "усилителестроенпе" развивается но простей-
шему сценарию: уменьшим все искажения сколько возмож-
но. а йогом еще немного. Если и звук при этом исчезнет,
будут хотя бы красивые цифры в паспорте, они тоже нелиш-
ние - хорошо сказываются на продажах бюджетной техники.
Сегодня едва ли кто серьезно относится к набору тра-
диционно измеряемых параметров, понимают это и разра-
ботчики. поэтому уже появились усилители, в которых
красивые параметры сочетаются с хорошим звуком. Если
же усилитель не зазвучал, значит, не все в нем ладно, по
искать причину нужно за пределами паспортных данных.
АЧХ и Ф Ч Х . 5 Гц
100 кГц + 0/ 3 дБ. Не хочется даже
комментировать: и источники сигнала, и акустические си-
стемы имеют существенно меньший диапазон. Когда фор-
мировались
требования
к характеристикам элементов
звукового тракта, усилители были ламповые. Мощный вы-
ходной трансформатор с широким диапазоном частот ока-
зывается очень сложным и дорогим, поэтому АЧХ и попала
в число основных параметров. Наличие высокочастотных
транзисторов и отсутствие выходного трансформатора, а
также разделительных конденсаторов в полупроводниковых
усилителях снимают вопрос о получении АЧХ. 11о традиции
сильны, и АЧХ до сих нор фигурирует во всех описаниях.
Нелинейные искажения менее 0.01% в полосе от 20 Гц
до 20 кГц при выходной мощности 35 Вт на нагрузке 8 Ом.
Осмелюсь утверждать, что эта величина лежит ниже поро-
га заметности нелинейных искажений, даже если учи-
тывать повышение заметности искажений с увеличением
порядка пел
11
ней і юсти.
1
Іричнпа привычки к измерению нелинейных искажений
при номинальной мощности коренится в вакууме: для лам-
пового трансформаторного каскада К, = 1% при мощности
10 Вт - это уже хорошо. Снизить же К, лампового усили-
теля до 0,1% не многим проще, чем провести верблюда че-
рез игольное ушко. Для полупроводникового усилителя
0,01% при номинальной мощности
обычная величина.
Надо бы контролировать еще и искажения при малых мощ-
ностях. поскольку искажения в двухтактном полупровод-
никовом усилителе растут при уменьшении мощности.
Максимальное значение К, , которое мне удалось измерить
у усилителя “Copland CSA-8”, составляет около 0.1% при
Р
...х = 100 мВт. Сама по себе величина вызывает насторо-
женность. При 100 мВт выходной мощности и чувствитель-
ности АС, равной 90 дБ /В т/м , получается, что звуковое
давление, создаваемое продуктами нелинейности, равно
20 дБ. Уровень шумов в обычном помещении составляет
30 40 дБ. то есть на 10-20 дБ больше. Гарантировать неза-
метность искажений в этих условиях нельзя, но и больших
неприятностей ожидать не следует.
4/2000 АудиоМагазин 179
предыдущая страница 180 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 182 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст