испытательный стенд
Михаил СЕРГЕИВ
з у м а
От редакции
Современная компьютерная техника предоставляет инженерам удивительные, ранее неслыханные возможности. Пер-
сональный компьютер в умелых руках сегодня может легко заменить измерительные лаборатории прошлого. Привязанные
к инструментарию прежних лет методы аудиоизмерений могут быть изменены и усовершенствованы. Вопрос в том, что,
как и почему необходимо менять, а что нужно оставить.
Звукотехника
это борьба рационального с иррацио-
нальным. Носителем рационального в этом тандеме высту-
пает техника. Звук, то есть реакция человека на акустиче-
ский сигнал
процесс таинственный и иррациональный.
Искажения, вносимые усилителями, год от года умень-
шаются. Ноя не замечаю, чтобы втом же темпе улучшалось
звучание. В чем дело? 11е то измеряем или неправильно ин-
терпретируем результаты измерений? И нужно ли вообще
заниматься измерениями? Вопросов много, а ответов мало.
Что же такое
“искажения”, “тракт, не искажающий сиг-
нал”? Такого тракта в природе нет, любое устройство как-то
изменяет
сигнал. Можно говорить лишь о тракте, искаже-
ния в котором не превышают определенных значений, на-
пример порога заметности.
“Если диапазон частот воспроизводимых сигналов пре-
вышает 30-18000 Гн, коэффициент гармоник составляет
менее 0,5%, относительный уровень шумов
70 дБ, коэф-
фициент детонации менее 0,1%, а неравномерность харак-
теристики группового времени запаздывания укладывает-
ся в трафарет, то слышимых искажений быть не должно”,—
гласит устав партии ортодоксальных объективистов.
Обнаружив однажды, что цифры есть, а звука нет, члены
кружка субъективистов с нескрываемым злорадством и осо-
знанием собственного превосходства над объективистами
водят хороводы вокруг своего костра. Его святой огонь мо-
жет все: гармонизировать звучание нового усилителя, ожи-
вить старую лампу, даже если из нее ушел вакуум. Главное —
вера. Но есть еще и разум. Я не призываю субъективистов
отказаться от веры, а объективистов — выбросить кальку-
ляторы, вольт- и прочие метры. И та и другая позиция по-
своему рациональна. Инженер идет в кассу за заслуженным
вознаграждением, увеличив еще раз в десять коэффициент
демпфирования. Примкнув к субъективистам, всякая кухар-
ка получает широкие возможности порулить чем-нибудь
гиги выступить с обличительной речью. Чувство морального
удовлетворения для человека не менее важно, чем сумма в
графе “К получению следует”.
Впрочем, пусть митингуют. Пусть одни строят аппараты
с еще более красивыми цифрами, а другие
совсем наобо-
рот. Главное, чтобы звук улучшался. Однако не всякое дви-
жение ведет вперед. Вера горы передвигает, но сон разума.
..
Сильна еще надежда на золотой ключик*. Вставил, по-
вернул — и музыка заиграла. Человек имеет право на меч-
ту, гг кухарке простительно грезить о скатерти-самобранке.
В звукотехнике чудес не бывает, и бессмысленно уповать
на волшебное слово или пузырек с живой водой. Аппарат с
хорошим звуком имеет хорошие технические параметры, и
для его создания одной веры мало.
1
Дискуссия о золотом ключике, предложенная читателем 1:. Поляковым из Пе-
тербурга. начнется в следующих номерах "АМ"
Ред.
Положение, сложившееся в аудиотехнике, я бы нс назвал
идиллическим. Аппаратуры — сколько угодно, записей —
не переслушаешь, да что-то не радуют они. Давайте же по-
пробуем разобраться, почему так получается. Причин, на
мой взгляд, две. Первая — техническая, с нее и начнем.
Что такое искажения? Это некое различие входного и
выходного сигналов. Подаем па вход испытательный сиг-
нал, и смотрим, что получилось на выходе. Проведены ко-
лоссальные исследования гго определению порогов замет-
ности искажений. Именно тогда гг были получены значе-
ния, приведенные в начале статьи. Но не надо молиться на
эти цифры: применимость полученных результатов ограни-
чена методом их получения.
Как, например, оценивалась заметность искажений? На
сцене музыкант и акустическая система. Музыкант то игра-
ет, то имитирует игру, в то время как звучит запись. Сидя-
щие в зале должны определить, слышат они оригинальный
звук или запись. Тракт хороший, и оказывается, что отли-
чить оригинал от записи практически невозможно. Какие
выводы сделаны из этого факта? Слух пе замечает искаже-
ний, вносимых звуковым трактом. Можно ли считать этот
опыт “чистым”? На первый взгляд, вроде да, но вспомните
об условиях испытания!
Звучала запись одного инструмента.
Слушатели находились в концертном зале на значитель-
ном расстоянии от акустической системы.
Сигналы процесса реверберации в фонограмме отсутст-
вовали.
Испытания проводились полвека назад.
4/2000 АудиоМагазин 177
предыдущая страница 178 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 180 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст