гостиная «фонограф»
скрипку, гак что по базовому музы-
кальному образованию я —
скрипач.
Сейчас же я делю свое время между
дирижированием и сочинительством.
"А М ".
При таком напряженном га-
строльном графике как вы умудряе-
тесь писать музыку, и в таком количе-
стве? Ведь у вас слава одного из самых
плодовитых композиторов века?
К. П.
Привычка. Я привык писать
везде —
в отеле, дома, в самолете. Все
дело в умении сконцентрироваться.
Между прочим, крупные композито-
ры прошлого были также и талантли-
выми исполнителями. Часто разъез-
жали с концертами и проводили в до-
роге гораздо больше времени, чем
мы,—
тогда ведь еще не было ни само-
летов, ни поездов, и до Вены или Па-
рижа приходилось добираться неде-
лями. И они писали музыку в пути.
"А М ".
В таком случае Иоганн Се-
бастьян Бах, который писал по канта-
те в неделю и одновременно руково-
дил церковным хором, концертиро-
вал. переписывал ноты и воспитывал
многочисленных чад, должен быть ва-
шим идеалом.
..
К. П.
Наше время нельзя сравни-
вать с временами Баха - тогда у твор-
ческого человека были совсем иные
горизонты свободы. Бах вынужден
был писать по кантате в неделю, а ког-
да вы пишете так много, не все получа-
ется на одном уровне. Конечно, все его
опусы фантастически хороши, но не
все кантаты Баха можно назвать вели-
кими. То же относится и к Моцарту:
до нас дошло более сорока его симфо-
ний, но далеко не все они равноценны.
"А М ".
У вас весьма обширная ди-
скография. С какими фирмами звуко-
записи вы сотрудничаете, какие запи-
си для вас были самыми важными?
К. П.
Практ ически все мои произве-
дения записаны на СО: всего около
40 дисков. Сотрудничаю я со многими
фирмами: “Дойче Граммофон” записа-
ла мой Реквием и Скрипичный кон-
церт, для “Декки” мы сделали запись
всех моих произведений для кларнета,
фирма “Наксос” выпустила на четы-
рех дисках все мои симфонии, это ста-
ло для меня важным событием. Кроме
того, "Бопу-РЫапсГ выпустила в свет
записи всех моих сочинений для вио-
лончели с оркестром —
солировал Ар-
то Норас. Сотрудничал я и со многи-
ми английскими фирмами. Здесь, в
Петербурге, я. совместно с оркестром
Эрмитажа “Санкт-Петербург Камера-
та”, записал три инструментальных
концерта: альтовый и флейтовый в пе-
реложении для кларнета и собственно
клариетовый. Солировал замечатель-
ный французский музыкант Мишель
Летек. Я стараюсь, по возможности,
записывать все свои сочинения
хо-
чу, чтобы после меня остался след.
В этом году произошло еще одно со-
бытие. чрезвычайно для меня важное:
в
Каннах,
на
фестивале-выставке
Median-classic, где были широко пред-
ставлены фирмы звуко- и видеозапи-
си и их продукция, мне решением
Международного жюри был присвоен
почетный титул “самого выдающегося
из ныне живущих композиторов”
не
знаю, как точнее перевести. Там же на-
граду
получил
диск
с
записью
“Credo”—
это крупное хоровое сочине-
ние на канонический латинский текст
написано в 1997 году.
"А М ".
Вы весьма увлечены про-
блемой увековечения вашей музыки
на дисках. Но как вы сами, концерти-
рующий дирижер, относитесь к так
называемым “музыкальным консер-
вам”? Есть ли для вас разница: слу-
шать музыку в записи или “живьем” в
концертном зале?
К. П.
Это сложная проблема. Есть
фанаты CD, предпочитающие слу-
шать музыку только дома, на хорошей
аппаратуре и утверждающие, что так
она воспринимается лучше и полнее,
чем на концерте. Есть люди, напрочь
отвергающие саму такую
возмож-
ность и слушающие музыку только в
концертном зале. Я же считаю, что
правомерны обе позиции. Конечно,
звучание живой музыки не заменит
никакая, даже самая совершенная за-
пись: объемность звука, реверберации,
исходящие от стен, колонн, наконец,
сам процесс коллективного слушания
музыки, объединяющий аудиторию в
едином эмоциональном порыве и не
допускающий отвлечения
нельзя
выйти из зала, прервать прослушива-
ние на середине, вернуться к началу,
приглушить звук,—
все это превраща-
ет слушание музыки в концертном за-
ле в некий уникальный и неповтори-
мый акт творения “здесь и сейчас”, и
такого рода переживания невозможно
испытать, сидя дома между колонка-
ми. Однако с каждым годом техноло-
гия записи становится все лучше, аку-
стические возможности современной
аппаратуры все больше приближают
запись к естественному звучанию. Ино-
гда детали современной переуслож-
ненной партитуры даже удобнее раз-
личать в записи, нежели на концерте.
По моим представлениям, слушать
музыку дома или в концерте - при-
мерно го же, что читать книгу дома
или ходить в библиотеку.
"А М ".
Ну, это не совсем коррект-
ное сравнение: книга остается книгой,
хоть дома, хоть в библиотеке. А между
концертным исполнением и воспроиз-
ведением музыки на СП все-таки
нельзя ставить знак равенства.
К. П.
Возможно. Что касается меня,
то я редко слушаю музыку в записи,
это мешает моей композиторской дея-
тельности.
"А М ".
Есть ли различия в качестве
записи у разных фирм, с которыми вы
работали?
К. П.
Думаю, все фирмы работают
примерно в одном диапазоне качества
и технологий: если бы они отставали
по этой части, работали непрофессио-
нально. то не удержались бы на рын-
ке. Но в последнее время наметилась
определенная тенденция: по совокуп-
ности тиражей п по объемам продаж
небольшие фирмы даже превосходят
крупные, потому что их продукция
гораздо разнообразней. Малые фир-
мы гибче реагируют на запросы рын-
ка; они могут позволить себе опре-
деленный риск, выпуская сочинения
современных, малоизвестных или по-
просту незаслуженно забытых авто-
ров небольшими тиражами. И потому
среди предлагаемой ими продукции
попадаются прелюбопытные вещи,
эксклюзивные, так сказать. Они рас-
считаны на довольно узкий слой це-
нителей —
но зато гак разрабатывают-
ся неизведанные репертуарные ниши.
Мощные же фирмы —
скажем, “Дойче
Граммофон”—
годами
выпускают
миллионные тиражи симфоний Бет-
ховена или Брамса. Крупная фирма
не может позволить себе рисковать и
записывать музыку неизвестных ав-
торов или тратить деньги на “раскрут-
ку” новых имен. Поэтому на ее про-
дукцию спрос все время падает
записями
симфоний
Бетховена
и
Брамса те. кто хотел их иметь, уже
давно обзавелись. Не случайно "Дой-
че Граммофон” постоянно переходи т
из рук в руки, меняя владельцев: то ее
купила фирма "Беайгаш”, крупней-
ший производитель алкоголя, то пе-
рекупила другая фирма, имеющая
столь же малое отношение к музыке.
..
В сложившейся рыночной ситуации
выживают малые фирмы. И я думаю,
что будущее за ними.
"А М ".
Как, на ваш взгляд, будет
развиваться музыка в XXI веке?
К. П.
Я не пророк, и не берусь су-
дить о том. какие из ныне существую-
щих тенденций возобладают в XXI ве-
ке. Пока же я. оглядываясь вокруг, не
вижу ничего, что способно положить
начало новому музыкальному мышле-
нию и новой музыкальной эпохе.
С Кшиштофом Пендерецким беседо-
вала Поляра Садых-заде.
4/2000 АудиоМагазин 167
предыдущая страница 168 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 170 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст