гостиная «фонограф»
К ш и ш т о ф П ен д ер ец к и й , о д и н и з с а м ы х п л о д о в и -
т ы х и а в т о р и т е т н ы х к о м п о зи т о р о в у х о д я щ е го
века, со ве р ш и в с т р е м и т е л ь н у ю э в о л ю ц и ю — о т
о с т р о а в а н г а р д н ы х э к с п е р и м е н т о в к у р а в н о в е -
ш енном у, к л а с с и ц и с т с к и о б ъ е к т и в и зи р о в а н н о м у
ст и лю , о р и е н т и р о в а н н о м у н а т р а д и ц и о н н ы е ц е н -
н о ст и т е м а т и зм а ,л а д о т о н а л ь н о с т и и к а н о н и ч е -
ско й ф о р м ы ,-
н ы н е с ч и т а е т с я с т о п н о м и on.no-
т о м м у зы к а л ь н о го а к а д е м и зм а в п о ло ж и т е ль н о м
его п о н и м а н и и . С и м ф о н и и и о р а т о р и и П е н д е р е ц -
ко го и с п о л н я ю т п о всем у м и р у л у ч ш и е о р к е с т р ы
п од у п р а в л е н и е м зн а м е н и т ы х д ириж еров; все его
чет ы р е о п ер ы б ы ли п о с т а вл ен ы и и д у т в р а з н ы х
т еа т р а х; его к а м е р н а я м у зы к а п о ль зу ет с я н е о б ы -
ч а й н о й п о п у л я р н о с т ь ю у п у б л и к и и п о вы ш е н н ы м
спр о со м у в е д у щ и х и с п о л н и т е л е й эк с т р а к ла с с а .
Б л а го п о л у ч н о п ер ей д я 7 0 -л е т н и й р у б е ж и з а н я в
вы го д н у ю
п о з и ц и ю
н а м и р о в о м м у з ы к а л ь н о м
О лим пе, о н с п о и с т и н е о л и м п и й с к и м с п о к о й с т в и -
ем о зи р а е т м у зы к а л ь н ы е л а н д ш а ф т ы X X века , р а -
ск и н увш и еся п еред н и м во всем своем в е л и к о л е п и и и р а зн о о б р а зи и , с п о н я т н ы м у д о в л е т в о р е н и е м с о -
зн а ва я, ч т о и сам п р и ло ж и л н е м а л ы е у с и л и я к с о зд а н и ю э т и х с а м ы х л а н д ш а ф т о в . О т т о го -т о ст о ль
п р о н зи т е л ь н о п р о зв у ч а л а н о с т а л ь ги ч е с к и -за в е р ш а ю щ а я н о т а в беседе, к о т о р у ю м ы п р о в е л и с п а н а м
К ш иш т оф ом н а к а н у н е его к о н ц е р т а в Б о ль ш о м з а л е ф и ла р м о н и и .
" А М " . Пан Кш иш тоф , наряду с
композиторским творчеством, вы все
активней выступаете как дирижер,
исполняя в концертах преимущест-
венно собственную музыку. Вот и в
нынешний свой приезд в Питер вы
продирижировали в Б З Ф недавно на-
писанный Второй скрипичны й кон-
церт “ Метаморфозы”. Считаете ли вы,
что никто не сможет интерпретиро-
вать вашу музы ку лучше вас? Согла-
шаетесь ли вы с интерпретациями
других дирижеров?
К . П . Л ично я люблю, когда другие
исполняют мою музыку — разумеется,
если это профессионалы высокого
класса. Свои симфонии и концерты я
слышал в интерпретации самых силь-
ных дирижеров мира: Курт М азур
дирижировал
премьерой
Седьмой
симфонии в Нью -Йорке, Марис Ян-
сонс — премьерой Второго альтового
концерта. М ои произведения часто
исполняет и Казимеж Корд, очень хо-
роший польский дирижер. И сполни-
тель неизбежно привносит в музыку
нечто новое, открывает некий особый
ракурс зрения, для меня зачастую не-
ожиданный. Видите ли, я представ-
ляю свою музы ку точно такой, какой я
ее задумывал и писал, со всеми нюан-
сами смыслов, и потому сам, дириж и-
руя, нс могу изменить базовую интер-
претацию. изначально заложенную в
партитуре.
" А М " . А если вам покажется, что
дирижер слишком вольно интерпре-
тирует партитуру, вы вмешаетесь в ре-
петиционный процесс?
К . П. Если с партитурой работает
настоящий профессионал, а нотный
текст точно зафиксирован п адекватно
отражает мои намерения как автора,
никаких особых расхождений просто
не может возникнуть.
" А М " . О дна ко ваши алеаториче-
ские опусы 60-х годов в записи пред-
ставляли собой скорее образцы изош-
реиной абстрактной графики, нежели
обычным нотный текст. Ваши ранние
партитуры были красивы, пестрели
загадочными значками и волнистыми
линиями и весьма приблизительно
очерчивали архитектонику и звуковы-
сотный контур произведения, остав-
ляя исполнителям значительную сво-
боду и нтерп ретащ ш .
К . П . Не спорю, моя ранняя музыка
в зтом смысле представляла опреде-
ленную проблему. Зато она давала ис-
полнителю огромное пространство
для сам(>реадизации.
М ой ны неш ний стиль ф иксации
текста — точен и основан на традици-
онной нотации. Я понял, что традици-
онная система нотации, культивируе-
мая более четырех веков и изощрив-
шаяся до невозможности, позволяет
наиболее адекватно отразить самые
мельчайшие движения и изгибы ком-
позиторской мысли, фактурные рит-
мические и тематические нюансы. И
4/2000 АудиоМагазин 163
предыдущая страница 164 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 166 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст