и с п ы т а т е л ь н ы й с т е н д
}
Л
I
А нат олий Л И Х Н И Ц К И Й
н д о м и з а ц и я
в в о п р о с а х и о т в е т а х
Здесь даны ответы на вопросы, за-
данные автору его друзьями и знако-
мыми сразу после выхода статьи “Ф ор-
мула звука" ("А М " № 3 (32) 2000).
1. Если акустическая реверберация
по отношению к музыке ведет себя
благопристойно, можно ли ожидать
того ж е от рандомизации фазы, обра-
зующейся в результате явлений неаку-
стической природы? Например, если
она возникает в теле электрического
проводника или в электронной лампе?
Опасения эти обоснованны. Тогда
как акустическая реверберация хоро-
шо изучена, ее влияние на музыку
предсказуемо, а главное
наш слух к
ней приспособлен, рандомизация фаз,
имеющая
неакустическую природу,
напротив, до сих пор неисследована. а
значит, неизвестно, какие сюрпризы
она способна нам преподнести. Возь-
мем такой случай: несколько рандоми-
заторов фаз, имеющих разную физиче-
скую природу, видоизменяют физиче-
ский сигнал
одинаково-,
казалось бы,
звучание
этих
рандомизаторов
не
должно быть отличимо. Но туг мы
оказываемся в ловушке, поскольку не
знаем, что такое одинаковые измене-
ния, ведь рандомизация фаз вносит в
сигнал случайные изменения, то есть
они по определению не поддаются стро-
гому учету. Получается, что объектив-
но оценить качество рандомизации
фаз физического сигнала невозможно.
И все-таки задача оценки “благопри-
стойности” рандомизации фаз в музы-
ке, с моей точки зрения, имеет реше-
ние, если представлять музыкальный
сигнал в форме двух одновременно
протекающих, но независимых про-
цессов: функций мгновенной частоты
и мгновенной амплитуда [1|. Послед-
нюю называют
огибающей.
Если при-
держиваться такого представления, то
рандомизатор фаз любой физической
природы можно рассматривать как
фильтр, ограничивающий ширину спе-
ктра двух этих функций.
В случае акустической ревербера-
ции этот фильтр
простой. Он име-
ет однополюсную характеристику пе-
редачи, спад которой начинается с
частоты, определяемой временем ре-
верберации. Но какова частотная ха-
рактеристика притаившегося в аудио-
тракте электронного рандомизатора?
1ІЄИЗВССТНО.
М ожно предположить, что скрываю-
щийся от наблюдателя фильтр способен
подчеркнуть или ослабить определен-
ные частоты модуляции, тогда в музыке
появится эмоциональная окраска. Если
же фильтр — не первого, а более высоко-
го порядка, то, как мне кажется, катаст-
рофическі і пострадает
изменчивость
мгновенной частоты и огибающей му-
зыкального сигнала, а значит, если оце-
нивать последствия на слух, уменьшит-
ся энергетика сигнала. Естественно, что
убывание музыки именно в этом аспе-
кте крайне нежелательно.
М ожет оказаться, что в тракте запи-
си - воспроизведения большой длины
присутствует много неприметных и
потому неучтенных рандомизаторов
фазы, а поскольку они включены по-
следовател ы ю. порядок объедшієн йо-
го фильтра рандомизации фаз будет
очень высоким.
При совершенно неоправданной, с
моей точки зрения, сложности совре-
менной аудиоапішратуры вероятность
нахождения в ней фильтров рандоми-
зации фаз высокого порядка, к сожале-
нию, не является плодом моего вооб-
ражения.
2. Правильно ли я пош и (с. 109).-что
понижение резонансной частоты гром-
коговорителя приводит к уменьшению
количества передаваемой аудиосисте-
мой музыки?
I !ет. Это не так. Я привел лишь при-
мер того, как, улучшая один параметр
(например, ш ирину АЧХ), можно не-
заметно для себя ухудш ить другой, в
данном случае увеличить
искажения
групповой задержки.
Для тех, кто хочет подобрать в своей
акустической системе резонансную ча-
стоту НЧ-громкоговорителей так. что-
бы искажения групповой задержки не
представляли угрозы для музыки, при-
веду выдержку из упомянутой в сноске
9 статьи:
“ При выборе частоты основного резо-
нанса НЧ-головкн в закрытом корпусе
следует избегать значений с частотой
40 Гц.так как па этой частоте искажения
групповой задержки наиболее заметим.
Наилучших результатов можно ож и-
дать при снижении частоты резонанса
до 20-24 Гц и ниже, а для акустических
систем более низкого класса
при ча-
стоте резонанса выше 60 Гц".
3.
Из формулы звука следует, что
если музыкального мусора нет. то ка-
чество звучания аудиосистемы долж-
но быть равно бесконечности. Воз-
можно ли такое? Расскажите подроб-
нее непосредственно о формуле звука.
Действительно, звучание аудиоап-
паратуры может стат ь бесконечно пре-
красным, если свести к нулю количе-
стве) проникающ его в музы ку мусора,
тогда как повышение точности ее пе-
редачи мало что может дать. Только
малым количеством музыкального му-
сора можно объяснить, почему па не-
совершенном с точки зрения точности
звукопередачи граммофоне воспроиз-
ведение записей Ш аляпина доставля-
ет нам бесконечное наслаждение.
Однако стоит ли опасаться беспре-
дельного улучшения качества звуча-
ния современной аудиоаппаратуры?
Думаю, что нет. Ведь, совершенствуя
аудиоаппаратуру, инженеры делают
ее каждый раз все более сложной, а
значит, невольно увеличивают (а не
уменьшают) количество проникающе-
го в музыку мусора. Да и Шаляпина с
нами больше нет.
А теперь о формуле. Для начала ос-
вободим ее от ш окирую щ их дат и
представим в более общем виде:
П = /'(|Д (0
Д (0 ]/Г (0 ).
В результате обобщенной математи-
ческой операции, обозначаемой буквой
Г
(функционал).
функция в фигурных
скобках преобразуется в число, обозна-
чаемое знаком Й. Это число п есть иско-
мое значение качества звучания, и не-
важно, какое оно: большое или малень-
кое, гак же как неважно, по какой шкале
оценивать выступление фигуристок -
но пятибалльной или по стобалльной.
Преобразование вида /•'{.г}
может
быть самым разным, в том числе и
сред-
ним значением,
как это было показано
в первой части “Формулы звука”.
Все члены в фигурных скобках име-
ют размерность единицы информации,
переход к которой из временной фор-
мы физического сигнала неочевиден.
Задача решается, если освободить му-
зыкальный сигнал от избыточных по-
дробностей. Иначе говоря, представить
его в том виде, в каком он проецирует-
ся в Сознании (подсознании) слушате-
ля, а именно, как трехмерный сигнал
интенсивность
частота
-
время
|2|.
Тем, кто набрался смелости вычислять
качество звучания, шаги дискретиза-
ции и квантования уровней для числи-
теля и знаменателя формулы следует
выбирать одинаковыми.
4/2000 АудиоМагазин 159
предыдущая страница 160 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 162 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст