У ж е в Р о с с и и
в л у ч ш и х
с п е ц и а л и з и р о в а н н ы х
с а л о н а х
э л е к т р о н и к и
А
P R I M
Ä R E
РО ЗН И ЧН АЯ П Р О Д А Ж А :
Нота+”: тел. (095) 238-1003
“Hi-Fi Audio": тел. (812) 325-3085
P R I M Ä R E Р З О - процессор Dolby Digital, DTS
P R I M Ä R E A 3 0 . 5 - п я т и ка н а л ь н ы й у с и л и те л ь
PRIMÄRE А30.1
- усилитель
PRIMÄRE
D 3 0 . 2 - CD-проигрыватель
P R I M Ä R E
V20mkll
- мультизонный DVD-
проигрыватель с высококласным звучанием,
оснащен компонентным, RGB,
S-video и композитным видеовыходами
P R I M Ä R E А 2 0 - у с и л и те л ь
P R I M Ä R E D 2 0 - CD-проигрыватель
P R I M Ä R E Т 2 0 - т ю н е р
PRIMÄRE R20
- фонокорректор
мм-мс
P R I M Ä R E А 1 0 - у с и л и те л ь
ОПТО ВАЯ П Р О Д А Ж А :
“Квинта”: тел. (095) 209-4848
“Алеф”: тел. (095) 151 -4761
Закономерным итогом европейской музыкальной эволю-
ции стал Малер. Ритмическая полифония его мышления
словно воспроизводит в художественной форме многоголо-
сие жизни. Сложная нелинейная логика вызывается новым
нелинейно организованным пространственно-временным
континуумом. События происходят одновременно и разво-
рачивают- реку времени вспять. Она клубится водоворотами
н обрушивается водопадами. I I весь этот бушующий океан
подчинен единоличной ритмической воле дирижера, чело-
века, взявшего на себя сверхчеловеческую ответственность.
Ж ест дирижерской палочки Малера, усмиряющей бунт-
оркестра,- это отрицание ритмом своей природы, доведен-
ная до предела индивидуальная свобода, становящаяся са-
моотрицанием. Вспомните “ Репетицию оркестра" Ф елли-
ни: толпа оркестрантов поклоняется идолу Метронома и
порождает хаос.
..
“ З вук есть жизнь жизни. Звучание слов остается в прост-
ранстве долгое время после их произнесения и может быть
уловлено тонким и чувствами. Невысказанные слова и мыс-
ли тоже звучат, п звучание сказанных слов п невысказан-
ных мыслей и чувств окружаю т человека, создают атмосфе-
ру н воссоздаются в мысли, чувствовании и речи. Все эти
звуки доступны чуткому уху.
.."
говорится в одной книге,
посвященной суфизму.
..
Во сне земного бытия звучит,
Скрываясь в каждом шуме,
Таинственный и тихий звук.
Л иш ь чуткому доступный уху.
Людвиг Уланд, перевод В. Левина
Эти строки стали эпиграфом к “Ф антазии” ор. 17 Ро-
берта Ш умана.
Поразительно сходство этих слов, которыми разные лю -
ди разных культур пытаются выразить пережитый ими ми-
стический опыт. Как это связано с темой статьи? Если за-
даться целью отыскать одинаково значимый для всех куль-
тур образ живого времени, столь же емкий, как Метроном,
то обнаружится один и тот же символ — беспрерывно лью-
щийся поток. Одного звука, который то разгораясь, то зату-
хая, вмещает в себя всю звуковую мелодию, одноголосное
пение свободно дышащего григорианского хорала. Ве1
сапю, прихотливо не совпадающее с аккомпанементом.
Вагнеровская “бесконечная мелодия”, устремленная в бу-
дущее поверх тонально-гармонических границ и кадансов.
Вечный плеск изменчивых волн малеровского Адажистто.
Если человек западной культуры скажет о времени как о
"реке без берегов", то восточный человек уподобит сто спо-
койному. молчаливому водоему, на глади которого то воз-
никает, то исчезает рябь. Однако оба сойдутся на чем-то бе-
зусловно существующем. но невыразимом в дискретной си-
стеме координат. “ Существование превышает способность
слов определять.
.. В начале неба и земли слов не было”, ска-
зал Лао-цзы. Основа же западной культуры выражена в
знаменитом изречении, открывающем “ Евангелие от Иоан-
на" н как будто противоречащем Лао-цзы: “ В начале было
Слово". По противоречие это мнимое, как мнимо противо-
речие двух культур - опыта и веры, знания и интуиции.
М узы ка примиряет это противоречие. “ В начале был
ритм",— это выражение приписывают Гансу фон Бюлову.
Ритм
логос, невыразимый словом. Ритм — закон жизни,
интуитивно постигаемый человеком, закон, заставляющий
день сменяться ночью, прилив - отливом, повелевающий
шагом, дыханием и биением сердца. Время изгибается вол-
ной и возвращается к своим истокам в музыке так же. как и
в жизни.-^
предыдущая страница 159 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 161 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст