аудиоклуб
шшой, точно повторит форму импуль-
са тока, однако с началом механиче-
ского возбуждения диффузора, по
нему вдоль радиуса распространятся
нагибные волны, создавая на поверх-
ности диффузора зоны излучения за-
держанных конин исходного импульса.
11е требуется большой силы вообра-
жения. чтобы уловить аналогию опи-
санного явления с акустической ре-
верберацией.
Вы спросите, почему, несмотря па то
что “break up" так и не был изжит из
динамических
громкоговорителей,
большинство из них звучит плохо?
Отвечу: всем производителям гром-
коговорителей приходится мириться с
зтим явлением, и только специалисты
“Telefunken” смогли с его помощью до-
биться совершенства звука. Секрет,
мне кажется, заключен в бумаге, кото-
рую ученые-немцы использовали для
изготовления диффузоров.
Лично я не взялся бы определить со-
став этой бумаги, думаю, на раскрытие
этого секрета человечество потратит лег
сто. Но я готов сформулировать два
главных требования к механическим
свойствам диффузора, выполнение кото-
рых обеспечивает совершенный
с точ-
ки зрения качества звука - “break tip”:
1) независящая от частоты скорость
распространения в бумаге изгпбных
волн;
2) не зависящий от частоты коэф-
фициент затухания изгибных волн в
бумаге.
Как мне удалось установить, ради
выполнения этих требовании “Tele-
funken” принес в жертву даже пло-
скую АЧХ громкоговорителя. Мое ут-
верждение базируется на следующем
опыте, в ходе которого я вновь вос-
пользовался методом замещения. На
сей раз в корпусе “ Peerless” я заменил
громкоговоритель от “ 1)770" на гром-
коговоритель фирмы “ Blaupunkt” про-
изводства 1935 года. АЧХ этого громко-
говорителя в третьоктавных полосах
"розового шума” приведена на рис. 3.
11а эту характеристику следует обра-
тить внимание: в полосе 100 Гн
12
кГц неравномерность АЧХ состав-
ляет ±1,5 дБ. Можете убедиться, что в
сравнении с “ В Іаирипкі” АЧХ громко-
говорителя “ 1)770" выглядит гораздо
скромнее.
Все стало на свои места после срав-
нительного прослушивания.
Звучание громкоговорителя “Те1е-
Лшкеп" на фоне "В Іаирш ікі" мне пока-
залось теплым, пластичным, не стесня-
юсь этого слова, красивым и, несмотря
на неравномерность АЧХ и более узкую
полосу, совершенно неокрашенным.
“ ВІаирипкі” звучал очень детально, но
как-то грубовато и, главное, утомитель-
но. І Іеожидаиио обнаружилась окраска
в области средних частот, которая про-
являла себя с особой назойливостью
при воспроизведении щелчков.
"В Іаирипкі" преподал мне еще один
урок. Выяснилось, что аудиоиндуст-
рия. гоняясь за плоской АЧХ, в оче-
редной раз пошла не тем путем. Стара-
ясь окончательно не впадать в уныние
от этого открытия, я спросил себя: ес-
ли корпус "1)770” рандомизирует фазу
на низких частотах, диффузор громко-
говорителя
на средних и более вы-
соких частотах, то где же происходит
рандомизация
высших частот? О т
немцев можно было бы ожидать уста-
новки фазового расщепителя в виде
дырчатого тела у самого горла диффу-
зора громкоговорителя, как это сейчас
делает фирма “ ЬотмФег", по ничего по-
добного в громкоговорителе “ 0770"
нет. Чутье подсказывало, что интере-
сующий нас эффект следует искать в
выходном трансформаторе.
Выходной трансформатор
В том, что выходной трансформатор
причастен к улучшению качества зву-
чания, может убедиться каждый вла-
делец усилителя мощности па транзи-
сторах.
Достаточно без всяких премудростей
изготовить трансформатор с коэффи-
циентом передачи равным единице и
включи ть его между выходом усилите-
ля и громкоговорителем. Правда, в
этом эксперименте метод замещения
выступает в несколько извращенной
форме. Я даже назвал бы его методом
“обратной перемычки”, так как улуч-
шение звучания мы ожидаем получить
не при сокращении, а при удлинении
пути музыкального сигнала. Дедукция
подсказывает, что других объяснений
улучшению звучания, кроме очищения
трансформатором музыки от мусора,
нет. А уж идея рандомизации фаз на-
прашивается сама собой. М огут спро-
сить, почему именно рандомизации?
Может, трансформатор ограничивает
ультразвуковые частоты и тем самым
защищает мозг слушателя от их небла-
гоприятного
воздействия?
Должен
огорчить читателя: человек не слышит
ультразвуков. Их попаданию вкортиев
орган препятствует имеющийся всред-
с затуханием 60 д Б /о кт выше частоты
15 кГц [6] (если, конечно, он не был
удален хирургическим путем).
Объяснение “очищения музы ки” в
выходном трансформаторе, с моей
точки зрения, следует искать в распре-
деленности индуктивности рассеяния
и междувитковой емкости обмоток
трансформатора. Эти величины, если
подходить строго, даже неприлично
представлять сосредоточенными па-
раметрами, это все равно, что пред-
ставлять с помощью сосредоточенных
параметров эквивалентную схему диф-
фузора громкоговорителя.
Тем, кому не приходилось наматы-
вать провод на катушки, поясню: раз-
ные витки вторичной обмотки имеют
разное расстояние до витков первичной
обмотки, а следовательно, разную ин-
дуктивность рассеяния. Эти индуктив-
ности
взаимодействуют с разными
межвитковыми емкостями. Из-за мно-
жествен пости таких взаимодействий
фазовая характеристика трансформа-
тора только по общему очертанию на-
поминает теоретическую характери-
стику ограничивающего высокие часто-
ты минимально-фазового звена второго
порядка. Реальная же Ф Ч Х его неми-
нимально-фазовая, а точнее,
имеет
пусть небольшие, но случайные, то есть
не поддающиеся расчету, отклонения от
10
20
50
100
200
500
10К
20К
Hz
Рис. 3. АЧХ громкоговорителя “Blaupunkt” (диаметр 200 мм) 1935 года выпуска измерена в
третьоктавных полосах “розового" шума в закрытом корпусе акустической системы “Peerless"
154 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 155 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 157 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст