аудиоклуб
щину. Это напело меня на мысль, что
стенки, как деки музыкальных инстру-
ментов. резонируют на вполне опреде-
ленных частотах. Мне удалось изме-
рить эти частоты, привожу их вместе с
частотами четверть- и полуволновых
воздушных резонансов внутри корпу-
са: 63, 160, 192. 261, 283, 442. 487 Гц.
Если присмотреться, становится оче-
видно, что мы имеем ряд резонансных
частот, которые равномерно заполня-
ют диапазон от 150-450 Гц. И в этом
ряду отсутствуют частоты, близкие к
частоте основного резонанса громко-
говорителя (/, = 80 Гц), то есть к той
частоте, где наблюдается неблагозвуч-
ное сочетание линейных (фазовых) и
нелинейных искажений. К а к мне ка-
жется, немцы сознательно ослабили
именно эту область. Тогда как на часто-
тах 150-450 Гц корпус аккумулирует
звуковую энергию и затем излучает ее,
существенно увеличивая уровень зву-
чания в помещении прослушивания.
Но и это не все. Плотный ряд собст-
венных частот, как давно известно |3|,
имитирует явление акустической ре-
верберации. то есть в рассматриваемой
области частот формируется жела-
тельная для хорошего субъективного
впечатления рандомизация фазы. На
низких частотах ей способствует так-
же проникновение в.зону прослушива-
ния излучения задней стороны диф-
фузора.
Я сравнил характер звучания гром-
коговорителя от "1)770" в родном от-
крытом корпусе н в закрытом корпусе
от "Peerless". Звучание в открытом
корпусе отличалось благородством,
чистотой и теплотой. Одновременно
ощущалась легкость п воздушность
воспроизведения низких частот. То-
нальный баланс был великолепен. 13
корпусе от “ Peerless" естес твенная кра-
сота и живое обаяние исчезли бесслед-
но. Звучание стало бедным, жалким,
исходящим из точки, “дубоватым в ба-
су", п только нежное пение скрипок
свидетельствовало, что в древесно-
стружечном теле “ Peerless” пульсирует
сердце, когда-то сконструированное и
і ІЗГОТОВЛСН нос фирмой “Telefunken".
Тогда я понял, что мировая аудио-
нромышленноеть уже давно сбилась с
правильного пути, и впал в опасное для
моего психического здоровья уныние.
Вдруг из углов, из-за шкафа н занаве-
сок выползли сухие па вид. беспомощ-
ные сущности в штатском. Сущности
уставились на меня водянистым, ниче-
го не выражающим взглядом.
..
Конечно, большого вреда они при-
чинить не могут, н все же на всякий
случай я взял мел и очертил себя
кругом, затем скороговоркой пронз-
пес “Свят, Свят, Свят”, трижды пере-
крестился II только после этого про-
должил исследования.
Дальнейшее изучение “ 1)770" под-
твердило предположение, что корпус
открытого типа немцы использовали
совсем не потому, что не знали, как его
плотно закрыть, а потому, что понима-
ли. как с его помощью получать эф-
фективно рандомизированные соотно-
шения фаз в области низких часто т.
Конечно, хотелось бы решить про-
блему разом, то есть с помощью только
корпуса получить рандомизацию фаз
также на средних и высоких частотах,
но, к сожалению, не все дозволено нам
природой. Придется продолжить по-
иск рандомизации в других звеньях
исследуемого аппарата, а именно — в
громкоговорителе и выходном транс-
форматоре.
Диффузор громкоговорителя
В среде аудиофилов ходят
упорные слухи, что хорошо
звучат только громкоговорите-
ли с тонкими бумажными диф-
фузорами.
Вспомним,
какой
интерес в последнее время
вызывают громкоговори-
тели фирм “ Low ther” п
“ Fostex”. 11о не каж,
му
известно,
как-
безобразно ве-
дет себя из
готовлен-
ный
из
тонкой бума-
ги диффузор, на-
чиная
с
частоты
примерно 400 Гц и выше
Оказывается, в наиболее ответст-
венной для качества передачи музыки
области частот бумажный диффузор
перестает работать как поршень, его
поверхность распадается па множест-
во областей, колеблющихся независи-
мо от колебаний звуковой катуш ки
(см. рис. 2). Это явление называют
“ break up". Волновая теория объясня-
ет его природу тем, что скорость рас-
пространения изгибны х волн в бу-
маге. из которой изготовлен диффу-
зор, низка (она составляет примерно
244 м /с 14 1). В нижней части диапазо-
на "break up", с 400 до 700 Гц, наблюда-
ются бегающие вокруг звуковой ка-
туш кн тангенциальные волны. Начи-
ная с 900 Гц н выше “ break up" прояв-
ляет себя в форме радиальных изгиб-
ных волн. Последние распространя-
ются от звуковой катуш ки к краю
диффузора, слегка при этом затухая.
Электроакустикам область “break up”
всегда не нравилась, они презритель-
но называют ее неминимально-фазо-
вой1. Говоря доступным языком, это
означает, что фазовые соотношения в
сигнале, излучаемом громкоговорите-
лем. им не подчиняются. В послевоен-
ные времена разработчики стреми-
лись покончить с “break up” путем
применения новых материалов, имею-
щих более высокую, чем у бумаги, ско-
рость
распространения
изгибны х
волн. Именно так родилось поколение
говорящ их монстров
сотовые н
сэндвич-громкоговорители.
И
хотя
реклама была очень убедительной,
аудиорынок их почему-то не принял.
Как, впрочем, и высоко-
ТОЧ11 ы й
вол керо ВС ки й
электростатик.
Никто тогда и предпо-
ложить
не
мог,
что
“break u p "- не недоста-
ток. а достоинство дина-
мических
громкогово-
^ ригелей. Оценить его
смогли только спе-
циалисты фи-
рмы “Tele-
funken”.
Ч т о б ы
п р о ч у в с тв о -
вать всю пре-
лесть “break up”,
представим себе про-
цесс
импульсного
возбуж-
дения диффузора громкоговори-
теля. Известно, что импульс тока в
звуковой катушке преобразуется в ме-
ханическое смещение самой катуш ки
и непосредственно примыкающей к
ней горловины диффузора. Акустиче-
ский сигнал, излучаемый этой горло-
1
В минимально-фазовой .пшенной системе \ЧХ и
Ф Ч Х однозначно связаны между собой преобраэо-
етема не удовлетворяет этому требованию Мини-
мально-фазовые искажения» обратимы, то сеть
м о -
гут
быть тем или иным епоеобом (
[не в результате действия на сигнал ранло-
фазы, необратимы в принципе.
4/2000 АудиоМагазин 153
предыдущая страница 154 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 156 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст