аудиоклуб
сохранности. Как сказал один мой
знакомый, “на нем и муха нс сидела".
Кроме электрс >л I in I чес KII х конденса-
торов в блоке питания, все элементы
подлинные, германского производст-
ва тех времен: конденсаторы фирмы
“Siemens", резисторы фирмы “Dralo-
wid". Приятно удивило, что большая
часть электрических соединений сде-
лана точечной электросваркой. Не-
мало вопросов возникло у меня из-за
того, что в качестве земляной шины
немцы использовали ароматизирован-
ное тибетцами шасси. Все монтажные
проводники одножильные, изготовле-
ны из медного сплава, луженые, диа-
метром 0.77 мм. Как выяснилось, зву-
чат они па тысячу долларов за 1
м. а
может быть, и лучше2.
Доверившись своей интуиции, я
предположил, что рандомизатор фазы
должен находиться где-то рядом: ско-
рее всего, на выходе радиоприемни-
ка. Я сосредоточил внимание на вы-
ходном трансформаторе усилителя,
громкоговорителе п корпусе радио-
приемника. Чтобы результаты иссле-
дования не вызывали сомнений, в ка-
честве основного метода изучения
был избран
метод замещения.
Тут, по-
жалуй. надо остановиться и дать разъ-
яснения относительно его сущности.
Для того чтобы выявить звено, в ко-
тором скрывается искомое явление,
необходимо, сохраняя неизменным
весь аудиотракт, заменить в нем нахо-
дящееся под подозрением звено на
аналогичное. При этом вы или ваши
научные консультанты должны пору-
читься. что в аналогичном, предлагае-
мом для замены, звене искомого явле-
ния нет и быть не может, потому что
не может быть никогда, и что во всем
остальном сравниваемые звенья оди-
наковы5. Далее все просто. Видоизме-
ненный таким образом тракт следует
сравнивать с исходным.
-
К вопросу об нгключ и тельном качестве .шучаниня
старых тімефунксчіоікких монтажных проводов и
сердечников трансформаторов я вернусь в одной нз
следующих статен.
1
Чтобы убедиться в их одинаковости, нужен весь-
ма наошренный ум. Приведу пример спрягавшейся
от экспериментатора неодинаковости: вы берете
обычный конденсатор, подключаете его параллель-
но ко входу усилителя, ограничивая таким образом
его полосу на частоте 500 кГц. Затем пы и присутст-
вии слушателей то включаете конденсатор, то от-
ключаете. Естественно, слушатели убеждаются, что
на частоте 500 кГц что-то меняется. Скорое всего,
фаза,
думают они. Убежденные, что со слухом у
них все в порядке, довольные слушатели расходят-
ся lia первый взгляд, этот эксперимент чистый.
НО
только если не принимать п расчет, что конденса-
тор, содержащий диэлектрик. Ж’ только ограничи-
вает сверхвысокие чаетоты и на микроскопическом
у|ювне сдвигает фазу, но также производит на сред-
них частотах инерционно-нелинейные искажения,
но существу
музыкальный мусор. Именно на
.»тот мусор намекает Морберт Винер. Смотри По-
слесловие.
Корпус громкоговорителя
Исследование я начал с изучения
корпуса. Для справки: корпус "D770”
открытого типа с наружными разме-
рами 68 х 33,5 х 12.5 см. Самый корот-
ким путь между излучением передней
п задней сторон диффузора громкого-
ворителя проходит через щели в дне
корпуса и составляет 54 см.
Согласно теории 111. громкоговори-
тель в таком оформлении должен
иметь
приблизительно
линейную
АЧХ. начиная с верхних частот и до
частоты 187 Гц. В атом месте пред-
полагается небольшой подъем АЧХ. за
которым следует спад с наклоном
6 дБ /окт вплоть до частоты основного
резонанса громкоговорителя. Кроме
этого, в корпусе должны быть воздуш-
ные резонансы: четвертьволновый на
частоте 283 Гц. когда четверть зву-
ковой волны равна глубине корпуса
(известный
американский
акустик
Всрапск 12 1
настаивал, что это самый
главный резонанс открытой акустиче-
ской системы): и полуволновые на ча-
стотах 447 и 261
Гц. когда полволны
звука равно расстоянию между верх-
ней крышкой корпуса и дном, а также
расстоянию между боковыми стенка-
ми корпуса.
Чтобы оценить, насколько поведе-
ние корпуса “D770" соответствует тео-
рии. он был замещен закрытым корпу-
сом от акустической системы “Peer-
less". что почти эквивалентно раз-
мещению громкоговорителя
в бесконечном экране. К
счастью, линейные раз
меры обоих корпусов
оказались почти оди-
наковыми, а значит, ус-
ловия возникновения
внешней
дифракции
были похожими.
Затем я произвел нзме
рения АЧХ громкоговорн
теля от “[3770" (см. рис. I) в
родном открытом корпусе (кривая I)
и в закрытом корпусе от "Реег1ехх"
(кривая 2) в третьоктавных полосах
“розового шума" с помощью микрофо-
на № 4006 фирмы "В & К". На том же
рисунке (кривая 3) приведена пред-
сказанная теорией АЧХ громкогово-
рителя в условиях, соответствующих
геометрии корпуса "Г)770”, правда, без
учета упомянутых мной четверть- и
полуволновых воздушных резонан-
сов.
Первое, что бросается и глаза при
рассмотрении этих графиков,— это
искусство немцев рассчитывать кор-
пус таким образом, чтобы предсказан-
ные резонансы не проявляли себя.
Здесь уместно вспомнить, как Бсра-
нек 12 лет спустя пожаловался миру
|2| на непреодолимые трудности при
расчете акустических систем открыто-
го тина. Но вернемся к творчеству
немцев. Вопреки теории им удалось
“поднять" участок АЧХ в области ча-
стот 150—450 Гц (а ведь это область,
где располагаются нижние форманты
практически всех музыкальных инст-
рументов и голосов) на 12 дБ относи-
тельно того уровня, который был
предсказан теорией, и даже поднять
эту область выше, чем при работе
громкоговорителя в бесконечном эк-
ране. Это явно аномальное явление.-
скажет читатель. Может быть, но ведь
мы договорились выводить такие яв-
ления на чистую воду, а значит,
дедукпI в ное расследе шание
придется продолжить.
Итак, корпус “0770"
сделан не из фанеры,
как можно было ожи-
дать,
учитывая
эко-
номность немцев, а из
хорошо просушенной,
скорее всего еловой, до-
ски. Что показалось осо-
бенно любопытным, стенки
корпуса имеют различную тол-
Рис. 1. АЧХ громкоговорителя “Telefunken" (диаметр 250 мм), измеренная в третьоктавных по-
лосах “розового” шума:
1 - в открытом корпусе радиоприемника “D770” ,
2 - в закрытом корпусе от акустической системы “ Peerless” ,
3 - теоретическая в открытом корпусе с размерами корпуса “D770".
Пунктир на высоких частотах - это АЧХ громкоговорителя при его работе через широ-
кополосный усилитель мощности.
152 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 153 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 155 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст