аудиоклуб
считают иначе: форма кончика должна
являть собой разумный компромисс
между близостью к конфигурации
резка и возможностью компенсиро-
вать угловые погрешности слежения,
свойственные большинству тонармов,
по крайней мере всем рычажным. О
тонармах, особенно о любимой мною
их
тангенциальной
разновидности
(как с воздушным подшипником, гак
и с электронной системой слежения),
мы поговорим в следующей части
“Столиков”. Поговорим и об их наст-
ройке
я даже намерен убедить редак-
цию напечатать в журнале специаль-
ный транспортир для настройки тонар-
мов, который вы сможете вырезать и
использовать, наклеив на картон.
Еще одно могучее заблуждение
по-
стулат. что. мол, площадь контакта иг-
лы и канавки должна быть наибольшей.
На самом деле эго не цель, а средство.
Простое средство достижения постоян-
ного контакта иглы с канавкой, позво-
ляющее в значительной степени избе-
жать микроотрывов. От себя добавлю,
что, во-первых, желательно, чтобы игла
имела постоянный контакт с обеими
стенками канавки, а во-вторых, усилие,
прилагаемое при контакте иглы, долж-
но быть почти одинаковым (и равно-
мерным) для любой из стенок канавки,
а не отличаться в полтора-два раза, как
это часто бывает' с рычажными тонар-
мами. В каждом случае
своя игла, вот
что скажу я вам. ребята. Действительно,
так презираемые монахами конические
п Сферические иглы вовсе не столь уж
плохи. Более того, часто именно эти
разновидности являются оптималь-
ными, в то время как эллиптические и
некоторые многопрофильные иглы от-
кровенно не годятся. Отличным при-
мером такого случая являются профес-
сиональные модели звукоснимателей:
они предназначены для работы в аппа-
ратных радиостанций, где зачастую
производить регулировку тонарма не-
когда, а слушатель не ждет.
На рисунке вы видите, как следуют
по канавке копчики эллиптической п
сферической игл. Да. действительно,
сферическая игла всегда предполагает
Эллиптическая
Коническая
игла
игла
небольшую угловую погрешность, бо-
лее того, она иногда не вписывается в
канавку сложного профиля, что приво-
дит к искажениям звука, особенно на
высоких частотах. Эллипт ическая игла
свободна от этого недостатка, однако
требует тщательной регулировки то-
нарма, которую надо производить до-
статочно часто. А теперь представьте
себе, что кончик эллиптической иглы
расположен в канавке не правильно, а
под некоторым углом. Тогда он начнет
болтаться между стенками канавки, что
может привести даже к выталкиванию
иглы из канавки, и последняя начнет
портиться. Многопрофильная же игла
с острым кончиком может даже разбить
стенку канавки. А мно-
гие хранящиеся в архи-
вах
радио
пластинки
имеют
истори ческую
ценность. Да, лучше бы
перевести их на CD-R,
но руки до этого не дохо-
дят. кроме того, пластин-
ку
могут
просто прине-
сти в аппаратную прямо
во время передачи, а то-
нарм как назло регули-
ровали месяц назад.
.. Те-
перь посмотрите на то,
что вытворяют ди-джеи
в клубах. С п
11
іерзллі
11
ггическим
11
и ко-
ническими многопрофильными игла-
ми они скоро останутся и без пласти-
нок. н без иглы.
.. Так вот. производи-
тели профессиональных головок, такие
как
“Pickering”
(например,
“X V -
150DJ"), “Slune Brothers" (всеми лю-
бимая “М -44” с индексом "DJ" и выход-
ным уровнем 9 (!) мВ. специализиро-
ванные
головки
для
ди-джеев)
и
“Stanton" (знаменитая сферическая иг-
ла “Stereohedron DJ" со специальными
желобками, позволяющими ой бук-
вально цепляться за стенки канавки,
покуда ди-джей елозит диском туда-
сюда), всегда оснащают свои изделия
сферическими иглами. Наверное, про-
изводители знают, что делают.
..
О головках, оснащенных сфериче-
ской иглой, следует подумать всем
владельцам
тонармов
начального
уровня, которыми снабжено большин-
ство дешевых проигрывателей, а также
тем монахам, кто не умеет регулиро-
вать тонарм, предпочитая упиваться
под Бетховена лепниной на потолке и
щелкать пультом дистанционного уп-
равления. Что касается конических
игл, то те из них, которыми оснащены
дешевые головки (практически все
звукосниматели “Philips” и “Matsti-
shita/Technics”), огибают канавку по
тем же правилам, что и сферические. В
то же время существуют разновидно-
сти конических игл весьма сложного
профиля. Пример
иглы “van den
lltil". Взгляните на фото. Вы видите
нечто, напоминающее хитро заточен-
ный карандаш. Ван ден
Хул считает, что про-
филь его иглы сочетает
в себе “всеядность” ко-
нической
и
точность
многорадиусной, он ут-
верждает, что компенса-
ция скатывающей силы
при использовании его
игл
не такое уж важ-
ное дело. Обычно эта
игла следует по канавке
примерно так же, как и
простая коническая, что
допускает работу в ус-
ловиях больших угловых погрешно-
стей. сложный ромбовидный кончик
способствует правильному огибанию
особо хитрых загогулин.
Такие загогулины встречаются не
только на экзотических дискретно-
квадрафонических “пластах" фирмы
“JVC”, по и на обычных, изобилующих
высокими частотами. Хорошим при-
мером является незабвенный “Dest-
royer"
великолепная запись, осуще-
ствленная на нью-йоркской студии “АТ
Record Plant Recording Studio" людьми,
писавшими преимущественно джаз и
симфоническую музыку, а потому не
употреблявшими гашиш. В этой записи
хватает высоких частот, особенно выда-
ющимся моментом является вступле-
ние в первой композиции альбома
“Detroit Rock City",
там. где гремят
ложками н слушают новости по радио.
Но самое примечательное качество
“пласта"- это динамический диапазон
около 72-73 дБ! Для сравнения: дина-
мический
диапазон
“Communique”
(альбом Нонфлера 1979 года) состав-
ляет около 53 дБ для пластинки п око-
ло 44 дБ для C D -версии.
.. 11е без осно-
ваний замечу, что подобные записи тех
ле г (а такие вещи особенно любил Род-
жер Уотерс с его часами, дверями н
прочими побрякушками) по качеству,
ощущению "воздуха" и реальности про-
исходящего и близко не стоят с творе-
126 АудиоМагазин 4/2000
предыдущая страница 127 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 129 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст