сделай сам
постоянному току, поэтому сердечник
| существенно) і к
- 1
юл.магп пч
11
нас тс я.
Олин ил вариантов лросссля:
Пару таких лроссслей я поставил ла-
же и свои СП-проигрыватель iiqxvi ста-
билизатором. По-моему, и звуке про-
изошли положительные изменения.
Некоторые
разработчики
приме-
няют дроссели исключительно для
сглаживания пульсаций блока питання
(такие дроссели обладают большой
паразитной межвитковой емкостью).
Применен!іе др<ктелей позвесінет весь-
ма легко избавиться от пульсаций, что
[дает возможность! использовать сгла-
живающие
конденсаторы
фильтра
меньшей емкости и заменить электро-
литические на высококачественные
полипропиленовые. Вот здесь-то II
скрывается
ошибка
разработчиков.
Дроссели, имеющие высокое сопротив-
ление на 100 Ги, при І
10
НИЖЄНІНІ звуко-
вой частоты также уменьшают свое со-
противление. II на самых низких ча-
стотах их сопротивление соизмеримо
с сопротивлением постоянному току.
Емкости конденсатора фильтра уже не
хватает, последовательно с первичной
обмоткой звукового трансформатора
оказывается включено паразитное со-
противление. уменьшается КПД уси-
лителя па “низах”, возникает фазовый
сдвиг, страдает качество баса. Чтобы
обеспечить то же качес тво баса, что п с
RC-фильтром. емкость конденсаторов
фильтра (после дросселя) придется
увеличить в несколько раз. что еще
больше скажется на стоимости аппара-
та. Я считаю, что оптимальным реше-
нием было бы использовать RC-филь-
тры с вышеописанными дросселями.
Какой вообще должна быть емкость
конденсаторов
фильтра?
Когда-то
бытовало мнение, что для транзи-
сторного усилителя до 20 Вт вполне
достаточно 2000 мкФ, для 50 Вт
6000 мкФ. для 100 Вт
10000 мкФ в
каждое плечо двухтактного оконечни-
ка. (Похоже, это мнение находит и сей-
час широкое применение.) При этом
почему-то забывается, что конденсато-
ры фильтра являются источником то-
ка для звука (силовые трансформато-
ры выбираются 1'гаким образом |. чтоб
вовремя их подзаряжать) п потому
должны обладать низким сопротивле-
нием на самой низкой звуковой часто-
те. где нагрузкой у нас является колон-
ка (сопротивление
которой
может
быть п 2 Ом). Поэтому здесь справед-
лива ф орм ула/“
1
/-,жИС.
Подставляя
значения 1 Ом и 4000 мкФ. получаем
10 Гп. Нормальная частота, чего еще
желать? 11о вот беда: эта формула для
расчетов по уровню -3 дБ и |с| фазо-
вым сдвигом 90° (/’.
Лэнди. Д. Дэвис
п
А. Албрехт
“Справочник радиоинже-
нера”, с. 482). Фазовый сдвиг начнется
с частоты, превышающей расчетную в
100 раз, то есть с 1000 Гп, и па частоте
20 Гп составит примерно 75°. Поэтому
в идеальном усилителе все расчеты
надо производить для частоты 0.2 Гн.
Подставляя значения 0.2 Гн и экстре-
мальную нагрузку 2 Ом. мы получаем
емкость 400000 мкФ. Таким образом,
суммарная емкость в усилителе соста-
вит 1,6 Ф. Внушительная цифра, не
правда ли? Для лампового усилителя
и 5000 мкФ [в порядке вещей]. (Надо
сказать, что мощные стабилизаторы,
обладающие низким выходным сопро-
тивлением. этой проблемы Не реша-
ют.) Кое-кто может заметить, что вот
есть усилители, где стоят маленькие
емкост и, а бас весьма четкий, плотный
и глубокий. Будем считать так: грамот-
ная схема усилителя плюс подходя-
щая нагрузка. Да и понятие четкого и
глубокого баса у всех разное. Для кого-
то бухающая аморфная масса кажется
достижением инженерной мысли.
Типичная
частотная
и
фазовая
(1
iy
11
кти ром) характеристи ка обы ч но-
го транзисторного усилителя изобра-
жена на рисунке.
Что мы видим: 20 Гн опережает 1
кГц
на 20°. На самом деле сигнал на выходе
не может появиться раньше, чем на
входе. Правильно надо думать так:
20 Гп
ОМ кГц
20°, 20 "кГц
25°
(Справочник радиоинженера, с. 495).
Таким образом, если на вход подать ши-
рокополосный сигнал 20 20000 Гн, то
вся область выше 1
кГц начнет запазды-
вать на выходе. Если в составе сигнала
окажутся еще более низкие частоты, то
ситуация еще более ухудшится (это.
может быть, п прошло бы незамечен-
ным. по в усилителе имеется глубокая
общая ОС). Сигнал с выхода начинает
циркулировать через цепь ОС на вход,
искажая основной н порождая все но-
вые п новые гармоники. Ситуация ос-
ложняется тем. что низкое выходное
сопротивление усилителя образуется
за счет глубокой ОС и в какой-то опре-
деленный момент, когда через цепь ОС
сигнал еще не прошел, выходное сопро-
тивление усилителя растет. Усилитель
не контролирует АС. АС генерирует
паразитный ток. который ничем не
демпфируется, через нень ОС свободно
проникает на вход, тем самым еще
больше уродуя звук (фильм ужасов ка-
кой-то). Многие, наверно, замечали:
вот случит один барабан, все четко, ди-
намично, и бочка такая мясистая. Или
звучні- одна гитара. Звонкая такая, яс-
ная <.
..>. По как |только| все музыкан-
ты (человек пять) заиграли вместе, ба-
рабаны стали какие-то вялые н гитара
тоже поблекла. Вот это оно и есть —
ре-
акция усилителя на сложный широко-
полосный сигнал. Хороший усилитель
должен давать ясную звуковую карти-
ну. будь то одни инструмент или сто.
Но выход есть. Применение усилите-
лей без общей ОС. 1
Ісполікюваннедвух
усилителей, НЧ и СЧ/ВЧ (если на вхо-
де нет низов, то и фаза никуда не сдви-
нется в области СЧ ВЧ). Можно по со-
вету А. ЛихниикогО подключить на вы-
ходе параллельно АС резистор 4 Ом. В
этом случае усилитель имеет реальное
выходное сопротивление (4 Ом) и дсм-
ифируст паразитные токи АС. Звук в
самом деле станови тся более четким п
динамичным в области баса.
Вообще, самым перспективным, как
мне кажется. |является использова-
ние! Для СЧ,, ВЧ гриодного однотакт-
пика. а для ПЧ
транзисторного уси-
лителя. Появляется возможность кор-
ректировать бас, не трогая при этом
наиболее важную для музыки область
СЧ/ВЧ. которые идут по кратчайше-
му ну ги. Коррекция баса в области ин-
фрабасов особо не испортит звук, хотя
нелишне было бы иметь фазовый кор-
ректор. Некоторые эксперименты по-
казывают. что фазовый корректор мо-
жет вернуть утерянную упругость и
ли нами ку барабану-боч ке.
Про эквалайзер тоже вопрос интерес-
ный. Он не может восстановить звук,
Дф,
град.
20 Г
2
10 -
1
0 -
0
-10 -
-1
-20 -
-2
G-20ig(K/Ko), дБ
Ч.
' ч \
ч
10
20
50
100
200
500
10К 20К 40К ГГц
156 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 157 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 159 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст