сделай сам
>
сированном смешении звук стал про-
зрачным, будто с него стерли пыль.
Но бас, к сожалению, [приобрел! гул-
кость и жесткость. 11ока я обдумывал,
что произошло с басом, анод выход-
ном лампы раскалился докрасна и
звук пропал совсем. Несколько дней я
потратил на стабилизацию тока по-
коя, но ничего путного из этого не
вышло, да п бас меня огорчал. От этой
затеи пришлось отказаться. Желание
убрать скрытые внутри каскада ОС
было настолько сильным, что я все же
придумал, как эго сделать. Очень про-
стое н элегантное решение, при ко-
тором сохраняется автоматическое
смещение. Подобного я не видел ни в
одной схеме. Что это за решение
по-
ка умолчу. Возможно, это мое ноу-хау
п когда-нибудь я заработаю на этом
денег. По результаты превзошли все
ожидания. Гулкий невнятный бас стал
четким и динамичным, звук
более
ясным, детальным. (Я никогда не ду-
мал, что динамики 75ГДН в ящиках с
пассивным излучателем в корпусе от
35АС015 могут давать такой музы-
кальный бас. Свои слова о том, что
фазоинверторы портят звук, я беру
назад.) Так что, похоже, звук получа-
ется там, где сочетаются достоинства
ламп и транзисторов.
Еще вопрос, над которым стоит за-
думаться: сколько каскадов должно
быть? Если первый работает на увели-
чение тока, то второй —
на уменьше-
ние, и можно подобрать такой режим
их работы, когда четные гармоники,
подобно [ситуации в[ двухтактном
усилителе, будут значительно ком-
пенсироваться. И пропадет та самая
стеклянность звука, из-за которой
многие аудиофилы не любят одно-
тактные схемы. Но двух каскадов в
некоторых случаях может не хватить.
Особенно если на выходе стоят пря-
моканальные триоды с низким коэф-
фициентом усиления (пентоды в три-
одиом включении имеют примерно в
2 раза большее усиление, что при том
же входном сигнале позволяет полу-
чить в 4 раза большую выходную
мощность). Например, хочется под-
ключить усилитель непосредственно
к выходу ЦАПа в обход аналоговых
буферов. (Для чего нужны эти буфе-
ры: они согласуют работу ЕС-филь-
тров. которые стоят на выходе ЦАПа,
усиливают напряжение и ток, и если
ЦАП дифференциальный, то делают
из него обычный однополярный
глупейшее, на мой взгляд, решение.)
Так вот. двух каскадов там, где на вы-
ходе |имеется] прямоугольный триод,
не хватит, можно п не пробовать. Тре-
тий каскад решит проблему, но и со-
здаст массу других. Удлинится путь
сигнала, исчезнет преимущество двух
каскадов по
компенсации четных гар-
моник. А если этот третий каскад "за-
гнать” в высокол и псиный режим, то
велика вероятность, что разрушится
фазовая структура сигнала на каком-
либо частотном участке. Я считаю, чт о
оптимальным решением было бы при-
менение в первом каскаде лампы с
высоким коэффициентом усиления, а
во втором
пентода в триодном
включении. На вход ставим регулятор
громкости 240 470 кОм, и усилитель
можно смело подключать к выходу
ЦАПа. Получается максимально ко-
роткий тракт, который только можно
себе представить. Лично я гак себе и
сделал и хожу довольный уже года
три. Вопросы ест ь?
Катодные повторители. Знаю, про-
бовал. Разные лампы, разные режи-
мы.
.. Если в вашем тракте имеется ка-
тодный повторите.ть. можете быт ь уве-
рены па 100%, что он подбрасывает в
звук пару ложек дегтя. Достаточно
сравнить звук до н после. Надо заме-
тить, что операционный усилитель
К574УД1, охваченный 100% ОС, прак-
тически
не
портит звук по динамике,
тональному балансу; единственное,
что происходит,—
звук становится
чуть более сухим. У транзисторов во-
обще другие проблемы, нет тех, с кото-
рыми борешься в ламповых каскадах.
Трансформаторная связь между ка-
скадами
вопрос тоже весьма инте-
ресный. Решаются одни проблемы,
появляются другие. Ну терпеть один
трансформатор на выходе еще можно.
А вот два или три
это уже слишком!
Для тех, кто увлекается рок- п поп-
музыкой, где немаловажно качество
баса, подобное техническое решение
неприемлемо. Да и не каждую лампу
поставишь на трансформатор. (Опять
эту 6С45П-Е? Что-то не хочется. Или
мощный триод? А к нему опять пред-
варительный каскад? И пошло п по-
ехало! )
Двухтактные усилители представ-
ляют особый интерес. Но возника-
ет одна серьезная проблема: фазн-
ії
11
вертор. 11 роанализи руем ус
11
л итель
А.
Лихницкого “Супер-Прибой”. В
нем применен простой классический
фазоїінвертор. Сигнал поступает на
первую половину лампы (ДНИ. где
происходит фазовая деструктуриза-
ция (короче, деградация) звука (вроде
той, что была описана выше |, когда
шла речь] про влияние ламп на звук),
п с анода поступает на верхнее плечо
выходного каскада п на резистивный
делитель, где сигнал поступает на вто-
рую половину лампы 6Н1П, и уже с
нее на нижнее плечо. Говорить о ка-
кой-либо идентичности и противо-
фазпостп этих сигналов просто на-
ивно. /(ля подобного фазой п вертора
нужны идеальные лампы, которые
вообще не влияют на звук, <.
..> но
таких, к сожалению, в природе не су-
ществует. Другой тин фазоим вертора
используется один триод, а противо-
фазный сигнал снимается с анода п
катода. Каскад имеет глубокую мест-
ную ОС. и говорить о нем мне больше
не хочется. Казалось бы. идеальным
решением может быть применение
I трафаз н о т межкаскащ к >го тра нсфор-
матора: сигналы получаются полно-
ценные, противофазные, идентичные.
Но вот беда: опять трансформаторы!
И все прочие проблемы, из этого выте-
кающие. Повезло тому, у кого ЦАП
дифференциальный: вот тебе “+ сиг-
нал”, вот т ебе"
сигнал", и фазоинвер-
тор не нужен. Ощущаете потенциал?
Кратчайший путь сигнала
ни фазо-
пннерторон, ни трансформаторов, пн
четных гармоник!
С другой стороны
а зачем нужен
двухтактный усилитель? Лично мне н
однотактного хватает. Как-то решил
я замерить мощь своего усилителя.
Включил погромче (тогда уже дума-
ешь не о музыкальных событиях, а о
соседях), подключил осциллограф к
колонке. Каково было мое изумление,
когда амплитуда “прыгала” еле-еле до
отметки 4 В (что при моих 4-омных
колонках составило 4 Вт в пике; инте-
ресно, а как выглядят 20 Вт? похо-
же, такого я никогда еще не слышал у
себя дома).
Качество звука усилителя во многом
зависит от блока питания. ВЧ-помехи.
которые образуются при работе диод-
ного моста, свободно проникают в зву-
ковые цепи, из-за чего звук становится
более Мелким и едким, появляется
мнимая динамичность звука. Особен-
но подвержены этому влиянию вход-
ные каскады, работающие с малым
входным сигналом и большим коэф-
фициентом усиления. Если нет воз-
можности
применить мощный
ке-
нотронный выпрямитель, питающий
весь усилитель, то п маломощный
миниатюрный для входного каскада
окажется не лишним. Высококачест-
венные дроссели, обладающие малой
паразитной емкостью, также могут в
какой-то мере защитить от ВЧ-помех,
проникающих из сети и диодного мо-
ста. Такой дроссель можно намотать на
тороидальном сердечнике или ферри-
товом кольце: 50-200 витков прово-
дом 0,50 -0,56 в один слой. Количество
ви тков зависит от размера сердечника.
Обмотка имеет низкое сопротивление
3/2000 АудиоМагазин 155
предыдущая страница 156 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 158 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст