сделай сам
сторный усилители со сверхвысокими
параметрами, и какую бы музыку я не
слушал, через 20 минут начинала бо-
леть голова. Слава Богу, этого усили-
теля больше нет, и голова от музыки не
болит, а, скорее, наоборот. |боль| про-
ходит и в теле ощущается легкость.)
I [остроить грамотный усилитель очень
сложно, потому его еще и не построи-
ли. Я не знаю про цифровой усилитель.
Мне кажется, что повторится история
с проигрывателями СП, и еще лет 20
будут искать потерянную вовлечен-
ность. Аналоговые усилители далеко
не исчерпали своих возможностей, и
места для поисков и экспериментов
хватит всем еще надолго. Если мы ви-
дим впечатляющие усилители извест-
ных фирм, видим высокие технологии,
примененные в них, то это еще не озна-
чает, что [перед нами| само совершен-
ство. Порывшись в схеме, можно найти
немало глупостей. А если звук и кажет-
ся хорошим, то это всего лишь кажется.
А через год появляется новая модель,
что лишний раз подтверждает, что
[прежний | усилитель был ошибкой
конструктора.
Лично я приложил немалые усилия
к разработке ламповых усилителей и
постиг многие (но не все) тайны ламп.
Мне 33 года, высшего образования не
имею, формулы знаю только самые
простые, измерительные приборы -
тестер да уши. За 4 года увлечения
лампами я поставил сотни экспери-
ментов. Порой сам удивляюсь, сколь-
ко во мне энтузиазма и стремления
разгадать то, что на страницах аудио-
журналов объявляется загадкой
и
непознанным явлением. Никаких за-
гадок нет. Есть простая некомпетен-
тность. И все объяснимо. По одной
только схеме или режиму работы лам-
пы я могу сказать, какой дефект будет
в звуке. Я повторял схемы [аппара-
тов.) претендующих на звание high
end, и удивлялся, насколько убогий
получался звук. Тут мне скажут, что
в усилителе важно все: какая лампа
(китайская или американская), какой
провод в трансформаторах (достаточ-
но ли он чистый), какие конденсаторы
(но $100 или по 10 руб.), припой с
серебром или со свинцом и т. д„ - не
спорю, все это важно. Но высокие тех-
нологии в безграмотной схеме не ра-
ботают. Вот можно услышать: у меня
усилитель на лампах 300В. а у меня на
ГМ70, а у меня на 6ПЗС-Е.
.. Но изви-
ните! Кроме выходного каскада име-
ются еще и предварительные. И. судя
но всему, мало кто догадывается, что
именно входной каскад может сыграть
решающую роль в том, какой звук бу-
дет иметь усилитель. Изменяя только
входной каскад, звук можно менять от
махрово лам нового (вяло-аморфный
бархатистый бас. красивая выпуклая
середина, певучие слегка зализанные
“верхи") до сугубо транзисторного
(четкий динамичный бас, нейтраль-
ная середина, четкие детальные “вер-
хи"). Выходной каскад оказывается
гораздо более прозрачным для звука,
будь это даже телевизионный пентод
6П45С
в
триодиом
включении
с
трансформатором от ТС0180. Особое
внимание я уделил простейшим одно-
тактным триодным схемам без ОС,
так как именно они претендуют па
звание полноценного усилителя. Но
простота схемы только кажущаяся.
Подобный усилитель спаять очень
просто, как ни сделай, он сразу зарабо-
тает, но вот каков будет звук? Если ты
знаком с лампами только по старым
схемам, то звука не будет, поставь ту-
да хоть трижды дорогие детали и се-
ребряные трансформаторы.
Чтобы понять, что от чего зависит, я
сделал макет усилителя, где операти-
вно можно было менять типы ламп,
включать их параллельно, изменять
режим по току, анодные и катодные
цепи, изменять напряжение питания,
трансформаторы, сравнивать кено-
тронные выпрямители с полупровод-
никовыми п т. д. Выходным каскадам
я перестал уделять особое внимание
после того, как понял, что они оказы-
вают на звук очень незначительное
влияние по сравнению с входными. Я
перепробовал
большое
количество
ламп, начиная от 6111II и заканчивая
пентодом 6КІЗП. Сколько типов ламп
и вариантов включения их режимов,
столько п типов звука можно получить.
Вот некоторые интересные примеры.
Классический триодный каскад, 611111,
на аноде 68 кО.м, на катоде 680 Ом (за-
шунтирован конденсатором), питание
240 В. Красивая выпуклая середина,
звук солидный, приятный, “верхи" пе-
вучие, слегка зализанные, басов не
хватает, к тому же они аморфные и ле-
нивые. Слушать динамичную рок- и
поп-музыку неинтересно. Меняем анод-
ный резистор на 20 кОм. Появляет-
ся много баса. Мясистого н ленивого.
Середина и “верхи" теряют свою пре-
лесть. Слушать любую музыку стано-
вится тяжело. Меняем катодный рези-
стор на 360 Ом. Бас становится более
динамичным, но п более гулким. Сере-
дина и “верхи” угрюмые. Слушать му-
зыку невозможно.
Любимая народом лампа 6Н23П.
Для объективности я брал как старые
лампы, так и новые, последних лет вы-
пуска. Во всех режимах звук был на
удивление стабильным. ІІормальная
на слух АЧХ от и до, вяло-ленивый
бас, нейтральная середина п “верхи",
звук в целом скучный и замутненный.
6С45П (не путать с 61145С). Кто-то
из читателей когда-то интересовался
этой лампой. Я специально поехал на
радиорынок и купил парочку. Уж
больно параметры заманчивые. Да и в
одном из номеров журнала “Класс А"
ее назвали скоростной с бурным тем-
пераментом. Я и так ее включал и
эдак, как ни крутил, а звук напоминал
мне карлика: большой ленивый бас,
зажатая середина и глухие “верхи".
Обнаружилась интересная тенденция:
чем ниже было внутреннее сопротив-
ление ламп (для предварительного
усиления), тем более скучный полу-
чался звук. Рекомендую попробовать
6Н2Г1
(к,
( 50 кОм).
к,
68 кОм, Кк
680, (/„ = 250 В. После других ламп
звук удивляет своей свежестью, чет-
ким динамичным басом, тонкими де-
тальными “верхами”. В целом звук по-
хож на транзисторный. Если анодный
резистор заменить на 82 кОм, а катод-
ный на 1
кОм. то звук будет более вы-
пуклым, интересным, но бас. к сожа-
лению, станет более гулким и аморф-
ным. То же самое происходит, если
увеличить анодное питание. В старых
схемах эту лампу можно увидеть
обычно
с
резисторами
на
аноде
100-200 кОм. В этом случае звук по-
лучается обычный “ламповый”, ничем
не выдающийся. Ни в коем случае
нельзя соединять лампы параллельно:
страдает детальность звука. И чем
больше отличаются параметры ламп,
тем хуже обстоят дела. Я привел наи-
более яркие примеры. Все остальные
лампы попадают где-то между.
Некоторые разработчики “в целях
повышения линейности каскада" не
шунтируют катодный резистор кон-
денсатором. Разумеется, я не упустил
случая сравнить звук с этим конденса-
тором и без него. Без конденсатора ба-
са чуть больше, но он становится бо-
лее вялым, высоких частот чуть мень-
ше. при этом они более зализанные.
Все это натолкнуло меня на мысль,
что внутри лампового каскада в зави-
симости от типа ламп и режима рабо-
ты образуются обратные связи, кото-
рые разрушают фазовую структуру
сигнала. Катодный конденсатор ча-
стично убирает эту ОС, поэтому звук
становится более четким и динамич-
ным. Я решил пойти дальше: вообще
убрать катодный резистор вместе с
конденсатором и ввести фиксирован-
ное смещение (разумеется, через тум-
блер я сравнивал звук при фиксиро-
ванном и автоматическом смещении,
сохраняя токовые режимы). При фик-
154 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 155 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 157 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст