сделай сам
Аущюмдстерская
Судя но всему, аппаратура для до-
машнего прослушивания музыки еще
долгое время будет оставаться непол-
ноценной. |В то время как| компью-
терная п видеотехника развиваются
на широкую ногу, аудиотехника нахо-
дится на положении гадкого утенка.
Застой | имеет место | не в самих тех-
нологиях. он —
в сознании как разра-
ботчиков, так п потребителей. Удив-
ляет тот упрямый консерватизм, ко то-
рый не дает развиваться этой области
электроники. Сознание потребителя
настроено так: я заплатил деньги, и
хочу, чтоб музыка звучала <„.> так.
как я того хочу, и неважно, где я сижу
и кто ходит по комнате (теша, жена,
кошка или сквозняк); если что-то не
так в звуке —
надо изменить что-то,
скажем, купить серебряные кабели
для прозрачности звука или постави ть
все на конуса.
Вот Н. Клименко возмущается, по-
чему редакция не комментирует | не-
которые! абсурдные советы читате-
лей, например устанавливать колонки
с точностью до 1
мм и сидеть непо-
движно в одной точке. Я думаю, что
редакция не хочет оказаться в глупом
положении: когда не уверен, то лучше
промолчать. Я
не редакция и ока-
заться в таком положенни не боюсь, я
уверен в своей правоте, так как |мое
мнение основано на| личном опыте и
многократно подтверждено экспери-
ментами.
Кто-то когда-то решил, что двух
каналов вполне достаточно, чтобы
получить объемный звук, то есть сте-
рео. Кое-кто до сих пор считает, что
стерео —
это когда что-то левое, что-то
правое, иногда звук летает из колонки
в колонку. II когда говоришь, что это
[означает] еще и бднже-далыпе, вы-
ше-ниже, они удивляются и говорят:
не знаю, не слышал.
Чтобы получить четкий и объемный
образ, нужна аппаратура весьма высо-
кого качества. Кроме того, надо еще на-
учиться слушать музыку, тренировать
слух, чтобы услышать тот самый объ-
ем. Я. например, сравнительно недавно
научился различать верх-низ стереопа-
норамы. Причем иногда поражает, как
такое может быть, чтобы, скажем, хай-
хэт был справа внизу, а колокольчики
звенели где-то под потолком.
Очень важно уделить внимание рас-
становке колонок, так как наши мало-
габаритные комнаты создают много
проблем, которых нет, к примеру, в
комнате прослушивания редакции.
Любой музыкальный инструмент мож-
но представить как точечный источ-
ник звука с определенной формой
звуковой волны, то есть |с определен-
ной | частотно-фазовой характеристи-
кой. (Кто забыл или не знает, объяс-
няю: любой звук можно представить
как
определенную
последователь-
ность во времени тонов и обертонов:
стоит изменить длительность какого-
либо фрагмента, составляющего звук
(а это происходит сплошь и рядом),
п результат налицо: теряются паузы
между этими составляющими звука,
одни звуки маскируются другими, те-
ряется динамика, четкость, ясность, то
есть получается каша. Именно фазо-
вым характеристикам <.
..> и не при-
нято уделять должного внимания в
звуки технике. Печально, но это факт.)
Так вот, пригласи к себе в комнату
музыкантов
- ты услышишь живой
полноценный звук. А какой бы качест-
венной не была запись, звучащая че-
рез две колонки,
['она | не похожа на
тот же самый, но живой звук. Если бы
каждый инструмент был записан на
своей дорожке п шел через свой уси-
литель п колонку, то її проблем бы не
было. Каждая колонка "изображала"
бы свой инструмент; куда ее поста-
вишь. там и будет звучать, например,
скрипка.
А ч то имеем мы? Две колонки, [рас-
стояние! между которыми 2-3 метра,
п из них звучит та же скрипка. Малей-
шая нендентнчность каналов, которая
возникает хотя бы из-за несимметрич-
ности расстановки мебели в комнате,
или | из-за того, что| угол поворота од-
ной колонки отличается от угла [по-
ворота) другой. Переотражаясь, звук
|слева] пройдет иной путь, чем справа.
Эта самая скрипка оказывается раз-
мытой между колонок. Изменяется
фазовая структура звука. |О н| теряет
четкость, плотность, насыщенность. В
малогабаритных комнатах особенно
ярко выражены подобные явления.
Стоит буквально чуть-чуть изменить
положение хотя бы одной колонки,
и звуковая картинка может весьма
существенно измениться. Скажем, по-
явится четкость звука, но пропадет
объем. Если слушатель по какой-либо
причине находится ближе к одной из
колонок (показалось, что один канал
тише и голос вокалиста звучит не по
центру, поэтому подвинул колонку
ближе <.
..>), то звук из этой колонки
опередит по фазе вторую колонку. По-
страдают опять четкость, плотность и
объемность звука. Ситуация осложня-
ется еще п тем. что колонки многопо-
лоспые. СЧ опережает НЧ. ВЧ опере-
жает СЧ.
.. Звук разваливается. В моих
АС СЧ-бокс находится на 3 см даль-
ше, чем НЧ. ВЧ-дниампк
на 3 см
дальше СЧ. Включая широкополос-
ный шум 20-20000 Гц с тестового
диска “АудпоМагазпп Тест-СО 1”, я
очень хорошо ощущаю, что при ма-
лейшем смещении влево-вправо или
выше-ниже от центра колонок умень-
шается плотность спектра этого шума,
то есть в ту точку, где я слушаю музы-
ку, все частоты от обеих Колонок при-
ходят одновременно. Но тут возника-
ет вопрос: если так необходимо точно
находить месторасположение коло-
нок. то как найти то место, относи-
тельно которого | можно | уже настраи-
вать более точно? Очень просто. Если
комната прямоугольная (например,
2.5
х 1,5 м), то колонки необходимо
Установить вдоль короткой стены, а не
вдоль длинной, как одно время сове-
товал “АМ". В противном случае воз-
никнут стоячие волны п прослушива-
ние музыки превратится в пытку. В
моей комнате никаких неприятных
явлений не [наблюдается] и прекрасно
слышны низкие частоты от 25 Гц.
Максимальный объем возникает на
расстоянии в 1,1 раза большем, чем
расстояние между колонками (это
справедливо и для бумбоксов). Если
[расстояние| между колонками 2 м.
то сидеть надо на расстоянии 2,8 м
±10 см. При приближении к колонкам
звук уходит в них, при удалении теря-
ется четкость локализации звуковых
образов. Расстояние от слушателя до
задней стены должно быть не менее I м.
Если колонки оказались расположен-
ными близко к углам, то рядом с ни-
ми необходимо поместить какой-либо
звукопоглощающий материал.
Кто хоть раз услышал, что звучит
именно пространство, а не колонки, и,
закрыв глаза пли выключив свет, ощу-
тил себя не в маленькой комнате, а на
краю бездны, из которой доносится
целый мир звуков, или в концертном
зале, п становилось даже слегка жут-
ковато и захватывало дух, тог сам
захочет сидеть неподвижно, зафик-
сировав голову обручем.
Вот В. Софронов-Антомонн жалует-
ся на свой тракт с усилителем Губина,
что бас бубнящий, рояль звучит сухо,
невыразительно. К сожалению, такова
участь всех |владельцев] безграмотных
усилителей, состряпапных безграмот-
ными разработчиками. Звучание уси-
лителя может вызвать целый спектр
эмоций: от отвращения к музыке до эй-
фории. (У меня раньше был транзи-
3/2000 АудиоМагазин 153
предыдущая страница 154 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 156 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст