нале уже сама по себе не проста и к
тому же ее решение не гарантирует
успеха при переходе
к реальным музы-
кальным сигналам.
Будем иметь
это
н виду п рассмот-
рим другие сложности, возникающие
при разработке фильтрующих систем.
Очень серьезная проблема заключа-
ется в том, что большинство проекти-
руемых фильтров предполагают одно-
временное функционирование НЧ- и
СЧ-головок, а также СЧ- и ВЧ-голо-
вок вблизи частот разделения. Как мы
уже отмечали ранее, фундаменталь-
ные основы теории передачи сигналов
не позволяют сделать переходные об-
ласти очень узкими. Большой беды в
этом нет, но при появлении двух
раз-
несенных
«
пространстве
источников,
работающих на одной и той же часто-
те или в общей полосе частот, направ-
ленность совокупного излучения ока-
зывается иной, чем у каждой головки
в отдельности. В каждой точке прост-
ранства акустическое давление, созда-
ваемое головками, суммируется с уче-
том фаз, что приводит к формирова-
нию в зоне разделения частот такой
диаграммы направленности, которая
нередко не удовлетворяет ни разра-
ботчика, ни потребителя.
Подробнее мы коснемся этой темы,
рассматривая построение АС по прин-
ципу д'Апнолито (СЧ-ВЧ-СЧ). Боль-
шое внимание этому вопросу уделено
п в ряде работ отечественных авторов6.
Немалые проблемы, тем более в ус-
ловиях массового производства, таит в
себе практическое создание фильтров,
особенно их низкочастотных звеньев.
Расчетные номиналы индуктивностей
н емкостей оказываются настолько
значительными, что в производстве
эго требует особого подхода. Так на-
пример, организация частоты разде-
ления вблизи
120
Гц потребует /.,,, =
24
мГн, С,|, =
90
мкФ.
Соблазн использовать при этом не-
полярные электролитические конден-
саторы и катушки с сердечником
очень велик
габариты фильтров п
их себестоимость уменьшаются на по-
рядок. В противном случае имеем для
Рж
=
200
Вт (приблизительно), Рф =
2
дм1
, /т/ф
=
8
кг.
Если отказаться от неэлектролити-
ческих конденсаторов, придется ми-
риться с нелинейностью электролитов
п с зависимостью их емкости от часто-
ты. Катушки с сердечником имеют ре-
агирующую на величину тока индук-
тивность. Это беды, видные уже при
первом приближении.
ь См. например:
Войшвилло А. Г.
Применение пассив-
ных полиномиальных фильтров в акустических си-
стемах. ТСС. сер. ТРПА. 1982. Выи. 2. с. 17 -28.
Разработка трехполосных активных
АС (имеющих фильтрацию на входе
усилителя мощности) с технической
точки зрения была бы гигантским ша-
гом вперед. Вот перечень лишь основ-
ных преимуществ такого построения
(рис.
1
я).
1
. Существенно упрощается и уде-
шевляется УНЧ. Канал наибольшей
мощности оказывается
низкочастот-
ным,
и задача его построения решает-
ся более легкими путями.
Так, вместо широкополосного УНЧ
мощностью /V появляется необходи-
мость в
НЧ-канале мощностью 0.8
1 \ .
СЧ-канале мощностью
0.2
1
\
,
ВЧ-канале мощностью
0,1
/\.
В связи с резким уменьшением мощ-
ности СЧ- и ВЧ-каналов три усилите-
ля могут оказаться дешевле одного!
2
. Отпадает необходимость в мощ-
ных фильтрах. Фильтры на входе ка-
налов УНЧ, во-первых, легче реализо-
вать, так как они работают на омиче-
ское входное сопротивление УНЧ;
во-вторых, их можно сделать
актив-
ными.
причем с возможностью опера-
тивной перестройки с учетом вкуса
пользователя.
3
. Устраняется влияние паразитных
параметров фильтров, например оми-
ческого сопротивления катушек ин-
дуктивности. неидеальности электро-
литов и дросселей с сердечником.
4
. Не требуется, что очень важно,
уравнивания головок по чувствитель-
ности.
Благодаря ряду неоспоримых пре-
имуществ активные многополосные
АС могли бы составить серьезную кон-
куренцию традиционным с и с те м а м
УНЧ - АС. Рынок высококачествен-
ных аудиосистем столкнулся бы с про-
блемой неизбежной Ilepeopiten ramнI.
Возможно, в этом состоит одна из
причин ограниченного распростране-
ния активных многополосных АС на
рынке hi-fi и high end: фирмам-ироиз-
водителям и без того хватает револю-
ций в аудиотехнике.
А вот адепты подхода “Сделай сам"
могут усмотреть здесь перспективы
успешно приложить свои силы.
Итак, мы подошли к одному из наи-
более сложных вопросов, возникаю-
щих при разработке фильтров. Этот
вопрос
затрагивает
формирование
суммарной АЧХ (после акустического
суммирования), ФЧХ, импульсного
отклика и диаграммы направленности.
Пока же мы остановимся и дадим
уважаемому читателю передохнуть и
обдумать прочитанное.
А
Продолж
ение следует
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
w w w .d a ta te a m .h u
COPLAND
/ CD-плейеры
✓ интегральные усилители
/ предварительные усилители
/ усилители мощности
QLN acoustics
/ акустические системы
различных ценовых категорий
/ акустические системы для
домашнего кинотеатра
/ активные сабвуферы
w w w .q ln a c o u s tic s .c o m
I
і n d і g о
w w w .in d ig o - te c h .c o m
INDIGO
)LOGIES
Ш ІіЩ
н іо г о
типа і
ТЕСНШОЬОа!
/акустические системы мани
(нового поког пня) для студий
.-.о
домашни гинотеатров
усилители • акустические системы
установка домашнего кинотеатра
кабели • консультации при
подборе Hi-Fi-систем
тел. (095) 250-5090, 251-2216
e-mail; music [email protected]
предыдущая страница 152 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 154 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст