» І
І
музыка
ее, оставляя звук одиноким, повис-
шим в полной бездонности.
..
Еще один эксперимент. Вот, предпо-
ложим, мазурка Шопена. Читаем но-
ты глазами. А потом подходим к роя-
лю —
и берем один звук на педали.
Или аккорд. И слушаем.
.. Полу-
чился Канчели.
...рождает АХ.
“Там будут площади с эхом, в сто
превосходящим раз
звук”.
Звук повисает отдельно.
"В будущем цифры рассеют мрак.
Цифры не умира”.
...повисает отдельно.
“ Муха бьется в стекле, жужжа
как «восемьдесят». Или — «сто»”.
Вот
ОТДЕЛЬНО. Отделившись
і іаконец от ,\ іатері і и. Жужжа (ел ы ш м-
те?) - как - .
..
000000000000
...
Зачем числі/ звук?.
.
Маленькое отступление о целях
средств
На стене висит ружье. Рано или по-
здно оно, как известно, выстрелит. И
не только в пьесе. Что это значит?
Эго значит, что есть такой закон: ин-
струмент притягивает действие. Фокус
хода жизни, как объектив, переходит с
инструмента на инструмент. Обяза-
тельно наступит момент, когда ход жиз-
ни сфокусируется в узеньком отвер-
стии ствола, откуда вылетит пуля.
Любой инструмент дождется своего
мига. И тогда
цели
этого инструмента —
то есть всего-навсего
средства —
осу-
ществятся. Именно так: цели средства.
А какие средства есть у музыки?
Звук. А какие цели у звука? Соедине-
ние в линию — мелодию. Поиск верти-
кали — глубины — гармонии. Рассмат-
ривание звука как вещи —
колористика.
Размещение звука в зале — “простран-
ственные опыты”. И далее, и далее,
через усложнение, наслоение (наслое-
ние линий — полифония, наслоение
гармоний —
бесконечные поли-, поли-
и т. п.) —
и наконец, усложнив и на-
слоив всё что можно, приходим к са-
мому древнему: вспоминаем ЧИСЛА.
12
- додекафония (дюжина планет
нашей, так сказать, музыкальной си-
стемы), коллапс сериализма (втягива-
ем в орбиту “
12
-ти" все средства). И из
черной дыры нового взрыва —
броуио-
во движение стохастической, вероят-
ностной музыки. Безраздельное цар-
ство чисел.
Число напомнило о себе — громче
некуда. Ружье выстрелило.
Повелительно.
Что есть повелительная форма?
Повелительная форма есть свиде-
тельство обратной связи. Я вижу, что
кто-то ждет,— поэтому я повинуюсь.
Число напоминает о себе - оно созда-
ет
запрос
и мы отвечаем.
Отвечая на запрос мира, мы призна-
ем его
одушевленность.
Иначе говоря: мы признаем средст-
во —
живым.
Слух вносит внутрь, зрение же от-
крывает внешнее.
.. Ибо дело внима-
ния вечному слову — во мне; дело
зрения, напротив того, устремляется
от меня.
.. Тишина и молчание да бу-
дут там, где должно быть воспринято
то слово.
Мейстер Экхарт. О
неведении
Слово —
Логос. Дух. Число —
Пер-
воначало.
Тишина, в которую падает звук. Это
чудо —
такое привычное, простое. Не-
посредственно и беспрепятственно
что-то входит внутрь меня. Не нужен
свет. Не требуется взглянуть, прикос-
нуться. втянуть воздух. Непостижи-
мо. Ощущение, будто всегда так было.
Одновременно и я оказываюсь вну-
три пространства. Я и оно — едины.
Ничто не отделяется, как видимый
предмет от предмета. Два
целых -
я и
оно.
Еще чуть-чуть — и я пойму, что это
было и откуда оно пришло. Только не
упустить это чудо, возникшее внут-
ри тишины.
..
...он чувствовал, что весь этот
переплет случайных мыслей, как
и все прочее, швы и просветы ве-
сеннего дня, неровности воздуха,
грубые, так и сяк скрещивающи-
еся нити неразборчивых звуков —
не что иное, как изнанка вели-
колепной ткани, с постепенным
ростом и оживлением невидимых
ему образов на ее лицевой
стороне.
В
. Набоков. Дар
Зачем же числу — звуки?
Звуки числу не нужны.
Они нуж-
ны нам. Для заселения простран-
ства. В незаселенном простран-
стве сходишь с ума.
Мы не можем мысленно увидеть
Бога —
мы подставляем облако, на
коем восседает бородатый старец.
Мы не можем мысленно услышать
число — мы подставляем звук. Он
столь же ненужен, материален, но
эфемерен и неосязаем, как облако.
Он так же слишком груб и наивен, как
облако. Но столь же неизбежен.
Мы что-то потеряли. Мы что-то на-
деемся найти. Услышать. Соединить.
Число со звуком. Кто-то кому-то
снится.
Не числу ли снится звук? Не в про-
странстве ли оно надеется его найти?
Пожалуй, отменим красивый конец.
Звук есть всего лишь смутный облик
сновидческой ясности —
пространства
и числа.
144 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 145 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 147 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст