музыка
Александр ХАРЬКОВСКИМ
Ч и сл о
з в у к
прост ранст во
Бывает иногда, что слова,
сказанные разивши людьми,
вдруг выстраиваются для
нас в один невероятный ряд.
Так возникает новое пони-
мание (Л. Харьковский. О му-
зыкальной растительно-
сти. “АМ” № 3 (26)99).
Л
___________________ _______
Г
Странно, что я искал спасения. Сов-
сем — как человек, который сетовал
бы, что недавно во сне потерял вещь,
которой у него на самом деле никог-
да не было, или надеялся бы, что
завтра ему приснится ее нахожде-
ние. Так создается математика.
..
И
. Набоков.
Приглашение на казнь
Откуда исходит звук?
Случалось ли вам, читатель,
бродя по багряному осеннему ле-
су
после упорного размышле-
ния над некими письменными
знаками
вдруг увидеть, как го-
лые ветки, пересекшись с прово-
дами и силуэтом черной в закат-
ном небе чайки, образуют как буд-
то специально для вас еще один
проклятый
нерасшифрованный
знак? Л там другой, третий
и со-
ставляется. как в бреду, заговор
мира:
всё видимое
неотвратимо
складывается в один большой ие-
роглиф, за которым
должно же
скрываться нечто, ибо иероглиф
предназначен быть прочтенным!
И это видимое есть только путь к
умозримому.
..
А слышимое?.
.
Вот этот самый
узор - журчание ручья, гул ветра, гу-
док электрички? Звук шагов, скрипки,
голоса? Неужели они ни на что не на-
мекают? Не доносят
с изнанки ко-
лебаний, беспрестанно докучающих
нашим перепонкам,
догадки о впол-
не внятно обозначающей себя, проч-
ной (хотя, быть может, прозрачной)
основе, на которую нанесены все эти
эфемерные сущности?
Обыкновенная магнитная лента —
не
так ли она устроена? Не это ли филосо-
фы называют - трансценденцией?
Мысль о пространстве
рождает
оперу, взгляд в лорнет.
В цифрах есть нечто, чего в словах,
Даже крикнув их, нет.
И
. Бродский. Полдень в комнате
Нам предстоит размышление о про-
странстве.
В четырех строках Бродского
од-
но из самых поразительных открове-
ний о звуке. Медитировать пат ним
можно бесконечно. Например, так. Ге-
незис, или Возникновение из ничего:
пространство было пусто п безводно:
оно родило звук: и так носился звук в
пустом пространстве, пока не взял его
в союзники (“крикнув”
мы слышим
этот бесконечно отражающийся гул-
кий звук); соединившись же, устреми-
лись они к тому, что витает за предела-
ми этого пространства, к тому, что есть
его подлинное
из мира спа,
к цифре,
числу. Число есть подлинная сущ-
ность: гигантский карман —
проме-
ренная, исчисленная пустота: оберну-
тая земной оболочкой стен, она пре-
вращается в циклопическую нишу
оперного зала. Звук же обречен. Он
обречен в этом, земном и
явном,
мире
метаться внутри оболочки замкнутого
пространства и плотного словесного
вещества. Звук только совершает
безуспешно - попытку за попыткой
прорваться к своей подлинной, из
сно-
видческо/о
репертуара, жизни.
Иными словами: звук связан с про-
странством и с числом.
Звук связан с пространством нера-
сторжимым
земным
браком.
Звук связан с числом узами
недо-
стижимости.
Слова настолько отягощены под-
счетами и означениями.
.. личными
воспоминаниями, прежними привыч-
ками, которые прочно склеивают их
между собой, что их поверх-
ность, чуть только ее надрежешь,
тотчас же смыкается снопа. Отт
самозаклеивается. Она берет нас
в плен и душит.
.. Музыка дает
нам то крайнее определение нео-
пределенности как чистой напря-
женности,
которое
способно
пронзить поверхность насквозь.
Жиль Делёз. Опустошенный
Попробуем поговорить о сио-
видческом пространстве.
Вообразите себе бесконечные
анфилады комнат, уходящие от
вашего взгляда во всех направле-
ниях, предоставляемых тремя из-
мерениями. Раскрываются в этих
комнатах не только двери
их
бесконечные ряды,— но стены,
полы и потолки. Какой звук соот-
ветствует
этому
пространству?
“Так создается математика.
..”?
Что
в звуке способно создать
это новое измерение, образ кото-
рого мы так мучительно вылей-
лпваем? Как прорывается прост-
ранство
“пронзается поверхность”
трехмерности?
Обратимся к простому звуковому
эксперименту.
Мысль о пространстве
рождает “АХ”,
оперу, взгляд в лорнет.
В цифрАХ есть нечто,
чего в словАХ,
Даже крикнув ИХ, нет.
Вот легчайший намек поэта
на то,
чего нет
в словах.
Нет —
эха. Блужда-
ний в пустоте. Отражений,
промерива-
ющих отведенное
пространство,—
и
раскрывающих его в бесконечность.
Эхо раздвигает пустоту, размножает
3/2000 АудиоМагазин 143
предыдущая страница 144 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 146 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст