мя, две-три революции, пара мировых
воин сделали свое дело.
Все вышесказанное определило схе-
му реставрации и мастеринга дорево-
люционных фонограмм. Во-первых,
был выбран акустический съем инфор-
мации. Наши попытки использовать
злектрический съем сигнала привели
к увеличению помех и появлению
проблем при последующей частотной
коррекции. Добиться корректной ре-
зультирующей A4 X
11
р и нцип и ал ьно
невозможно из-за отсутствия в то вре-
мя промышленных стандартов на фор-
му АЧХ. Спектральная плотность запи-
си одного и того же исполнителя на
разных дисках даже одной фирмы раз-
лична. Использование же для воспро-
изведения граммофона со штатными
иглами дает стопроцентную аутентич-
ную звуковую картину. В нашей вла-
сти, таким образом, остается выбрать
на мембране граммофона точку съема с
максимальным уровнем неискаженно-
го сигнала и записать его почти в изме-
рительном режиме. Естественно, при
записи использовались и некоторые
специальные операции, но, боюсь разо-
чаровать любителей эзотерики,
это
просто профессиональные звукоре-
жиссерские приемы, описание которых
выходит за рамки популярной статьи.
Сигнал
снимался
динамическим
микрофоном “Shurc SM 8I". Затем он
усиливался
студийным
микрофон-
ным
усилителем
фирмы
“Millenia
Media" п подавался на аналого-циф-
ровой преобразователь фирмы “Prism-
Sound”. Там его оцифровывали с пара-
метрами 18 кГц/20 бит н записывали
на DAT-.магнитофон фирмы “Tascam".
Использование промежуточного циф-
рового носителя было обусловлено
организационными соображениями
материал нередко брался из частных
коллекций и архивов, владельцы ко-
торых не позволяли переносить пла-
стинки в студию.
Затем, уже в студийных условиях,'
сигнал перегонялся в мастерил говый
комплекс
на
базе спецпроцессора
SADIe. где и производилась собствен-
но обработка. Мониторный контроль
осуществлялся с помощью усилителя
“Omniphonics” и мониторов ближнего
поля “K R K ”.
Какой же именно обработке подвер-
гался исходный сигнал? Напомню,
главной идеей была адекватность во-
сприятия. Особо хочется подчерк-
нуть. что говорить можно лишь об
адекватности восприятия граммофон-
ной фонограммы, а не об аутентично-
сти исполнения конкретного певца.
Для последнего в нашем сигнале недо-
статочно информации.
Удаление щелчков (кликов) объ-
ективно сужает спектр сигнала, в том
числе и обертонов полезного сигнала.
Для сохранения оригинальной инто-
нации перед декликингом вводится
частотная коррекция в средне-высо-
кочастотном диапазоне. Затем произ-
водится многопроходный (сотни про-
ходов) деклпкппг с промежуточной
нормализацией. После этих операций
средний уровень сигнала возрастает с
17 до
К) дБ RMS. На завершающей
ступени
используются
аналоговые
компрессоры и параметрические эква-
лайзеры " Focusrite”.
Интересно, что все перечисленные
операции за исключением декликинга
применяются при любом мастеринге
современных фонограмм. Не думаю,
что из-за этого большинству режиссе-
ров нужно резать уши. Более того,
имея опыт записи хоров в реальном
помещении (церковь) как в двух-, так
и в полимикрофонном режиме, мы бе-
ремся утверждать, что при равной ква-
лификации звукорежиссеров много-
канальная запись предпочтительнее
для создания хорошо локализованной
и прозрачной звуковой картины.
Подведем итоги.
Старинные (до 1920 года) записи с
технической точки зрения несовер-
шенны, не являются образцом звуко-
режиссеры н не позволяют полно-
ценно
восстановить
музыкальную
картину исполнения.
В то же время они необычайно инте-
ресны с исторической точки зрения
в авиационном музее мы с интересом
смотрим на аэропланы, но летать на
них было бы страшновато.
При ремастеринге старинных фоно-
грамм применимы все способы, ко-
торые используются для обработки
фонограмм современных. Они дают
такие же результаты, только нужно
учитывать низкое качество исходных
фонограмм и груз прошедших лет.
До нынешнего
времени
в
России,
за исключением нашего проекта, не
проводилось сколько-нибудь крупных
работ по ремастерингу архивных запи-
сей. Хотелось бы, не умаляя досто-
инств работы отдельных энтузиастов,
сказать, что ремастерннг (нс говоря уж
о реставрации!) больших объемов фо-
нограмм
дело промышленного мас-
штаба, и если мы хотим при жизни
услышать голоса российских музыкан-
тов начала века, то следует применять
соответствующий inктрументар!Iй. ◄
Благодарим за помощь в подготовке
этой статьи звукорежиссера студии
"Музыкальный Экспресс ” Г. Э. Руденко.
1«.ТИ771»Г7.7Т1
Stand Ov. 1s
Stand Ov. 2s
Overture. 18
Overture. 28
2800.00
3600.00
95-10611
Control Monitor
2300.00
5000.00
95-20611
Control Monitor
3250.00
2100.00
95-11211
640.00
Studio Monitor
8700.00
720.00
95-11511
Studio Monitor
Colosseum S_______ 1350.00
Butterfly. 2
Butterfly. 3
Colosseum Stand
350,00
Butterfly. 3S
КОМПАНИЯ
«
N E X X »
официальный дистрибьютор
Тел.: (095) 290-3109/6007, факс: (095) 290-2579,
www.zingali.itwww.next-hifi.ru
предыдущая страница 140 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 142 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст