а у д и о к л у б
ных мастеров? Можно идеально пере-
дать туше пианиста, тембр скрипки ве-
ликого скрипача, но как передать его
энергетику — то, что действует на нас в
первую очередь? Меломаны знают, что
н при записи на “виниле” качество ис-
полнения часто теряется. Прежде всего
у музыкантов, обладающих особенно
сильной энергетикой, оказывающей ре-
шающее действие на слушателя. Такой
силой отличались Рихтер, Микельаид-
жели, Горовиц, Ойстрах, Мравинский.
Сюда следует отнести и колоссов дру-
гого направления — королей джаза
Брубека, Эллинпона. Послушайте ви-
ниловые записи этих музыкантов
не
то, нс то! Мне довелось слышать всех
этих артистов и вживую, и в записи.
Разница огромная. Если в зале ты ока-
зывался буквально придавлен к креслу,
то при прослушивании записи отмеча-
ешь совершенство игры и мастерство,
понимаешь замысел, чувствуешь нюан-
сы исполнения — безусловно ощуща-
ешь силу и величие музыканта, но во-
все не захвачен. 11е помню
потрясений
от прослушивания записей. Л ведь это
винил, материал, который умеет хотя
бы частично сохраня ть энергетику. Од-
нажды я сравнивал записи великого
скрипача Минца, сделанные в цифро-
вом режиме, со старыми записями ве-
ликого Яши Хейфеца па "виниле”. Воз-
никшее впечатление было резко в пользу
Хейфеца. (Это, конечно, касается силы
воздействия, а не достоинств игры.
Сравнивать двух великих мастеров не-
этичной непродуктивно.) Более того, Я
слышал освобожденные от шумов, про-
фильтрованные записи Шаляпина. Са-
расате. Грустное впечатление.
.. Трудно
было узнать Шаляпина и нелегко
Сарасате. Правда, за эталон берешь ста-
рые шипящие записи, которые на слуху
с детства. Но за этим шипением, за па-
дающими номерками, за гулением вал-
тори и тромбонов, забивающим скри-
пки и флейты,- жизнь зала, прежней
студии, человеческая энергетика и
голос, неподражаемый голос.
.. Многие
старые записи действительно нуждают-
ся в реставрации, они испорчены, они
па грани исчезновения. Однако качест-
во и направленность такой реставрации
зависят во многом от вкуса и культуры
звуконнженера.
И после этого говорят, что виниловый
век кончился! Так ли? Я вижу, как не-
кий меломан бережно и с любовью бе-
рег в руки черный диск и рассматривает
его — нет ли пылинки?.
. Он не обяза-
тельно коллекционер или собиратель
раритетов. Вполне возможно, это про-
сто искренний любитель музыки, чут-
кий слушатель и
да-да! — ценитель
настоящего качества звучания. Он всо-
стоянин приобрести если не сунермо-
дель типа "NAD 524” или “Panasonic
DVD -111000", то хотя бы простой плей-
ер для лазерных дисков, выпускаемых
“Aiwa” или "Sony". И все же предпочита-
ет допотопный “винил".
.. Я тоже. Да и
многие специалисты но части современ-
ного качества звучания, тестирующие
современные аудиосистемы, признают,
что на “виниле” шире частотная полоса,
глубже звучание басов, что ощущение
ауры концертного зала (когда слышны в
том числе h посторонние шумы) вызы-
вает чувство трогательной ностальгии,
не всегда, возможно, осознаваемое слу-
шателем, однако способствующее более
осмысленному и эмоционально напол-
ненному восприятию. Звук, запечатлен-
ный на виниловых дисках, становится
порой воображаемым эталоном при раз-
работке новых аудиосистем. У "винила”
есть много достоинств, которые отсут-
ствуют у современных средств звукоза-
писи. Так нам до сих пор не превзойти
качеством звучания ламповых усилите-
лей. которые нынче зачастую предпочи-
тают транзисторным. Сегодня иные ста-
рые изобретения дают фору новым.
Можно вспомнить, скажем, великолеп-
ные фотографии начала века, когда в
фотоделе і іспользовались серебросо-
держащие материалы.
..
И еще одно обстоятельство, позволя-
ющее взглянуть на проблему, так ска-
зать. с философской стороны.
..
Когда мы берем в руки диск или
грампластинку, когда включаем уси-
литель. мы вступаем в некие вполне
конкретные
и вместе с тем мисти-
ческие
отношения с аудиосистемой.
Причем взаимоотношения с миром
грампластинок куда более сложны и
разнообразны, чем те, что складывают-
ся с миром суперсовременных систем,
і Іарадокс? Разумеется. І Іачнем с диска,
носителя звука, с этого звена, связыва-
ющего слушателя н систему. Является
ли раритетом сам но себе лазерный
Диск? Трудно сказать. Скорее, это ове-
ществленный install, “размещение па-
раметров” на безответном, безликом
материале (пусть алюминиевый, пусть
золотой слой!). Что же касается грам-
пластинки, то она легко становится
раритетом, будучи всего лишь пласт-
массой. Виниловый диск - это уже
не просто звено между слушателем и
аудиосистемой, но предмет внимания и
даже любви. Это не просто хранитель
информации, наподобие CD, но некий
организм, со своим лицом, нравом, сла-
бостями. Многое в виниловом диске
радует душу и глаз. Цвет наклейки на
старых пластинках начала века (чер-
ный или розовый), говорящий о классе
записи, в глазах меломана имеет и эсте-
тическое значение. Меломан расскажет
вам об отличиях электрозаписи “Пишу-
щего амура” ( “Amour record”) от “His
Master's Voice”; пластинок “Zonophone
record"— от "Telefunken”; о достоинст-
вах одностороннего диска; о том, чем
отличается
обычный
двусторонний
диск от старого “гиганта”, хотя на слух
различий порой практически нет. Для
меломана многое значат толщина пла-
стинки, теплота и цветовые нюансы ма-
териала; то, где берут начало канавки
в начале или в центре диска (были и та-
кие грампластинки в 30 40 годы), - это
важно еще и для качества, ибо влияет
на частотную полосу звуков финаль-
ных, самых мощных и самых глубоких,
аккордовых. А есть ли особые отличия
между представителями отряда лазер-
ных дисков, кроме традиционных тех-
нических параметров?.
. Это вопрос.
Но самое грустное
мы нынче не
наблюдаем того, что раньше, в “век ви-
нила", было привычным явлением. Я
говорю о взаимодействии механизма и
человека на уровне
эмоциональном.
Сколько тепла и любви было в этом
общении! А ведь если общение не ос-
новано на любви и уважении, оно мно-
го теряет. Меломан проигрывает “His
Master's Voice” непременно на старом
фонографе, предпочитает пользовать-
ся бамбуковой иглой.
.. И это не столь-
ко забота о сохранности, сколько акт
уважения. Возможно ли такое с циф-
ровым диском? Увы, уходит момент
душевного контакта. Прежнее отноше-
ние к механике было человечней.
.. Од-
но дело - бездумно нажать на кнопку,
другое — заботливо опусти ть тонарм
на милую старую пластинку.
.. Кто-то
скажет: ну, опустил тонарм — и услы-
ша
.1
шипящее хрипение, слабое подо-
бие голоса или фортепиано. А нажав
на кнопку (или едва коснувшись ее),
ты можешь очутиться в концертном
зале.
.. "У каждого из нас есть образец
воспроизведения звука”.— сказал в ин-
тервью “A M ” Йозеф Мангер, глава
знаменитой
акустической
фирмы
"Manger Products" (см. "AM" № I (24)
99). Herr Мангер изволил точно под-
метить свойство нашего слуха. Кое-
кто слышит
и узнает за хрипящим
фортепиано великого музыканта. Но
вместе с тем скучает душой, а иногда
испытывает и дискомфорт от стериль-
ного звучания “идеальных” флейт, го-
боев и валторн. Если же говорить об
эффекте присутствия, тут и вовсе все
зависит от воображения слушающего.
Все дело в желании почувствовать
вкус “живого" исполнения.
І Іоче.му возвращаются проигрывате-
ли граммофонных дисков? Из уваже-
ния к меломанам? Не потакание ли это
1 3 6 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 137 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 139 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст