а у д и о к л у б
т
она сама — идеал для
нас. Возможно, и силу
своей непознаваемо-
сти. Николай Бердяев предупреж-
дал: "Не путайте прогресс с эволюци-
ей”. У прогресса есть цель. Цели же
эволюции нам неизвестны. А что каса-
ется смысла.
.. Вспоминается чеховский
герой: "Вотснег идет
какой смысл?.
.”
Цель не может быть бесконечной, ина-
че она перестает быть целью. Значит,
однажды прогресс должен достичь не-
коей критической точки, что сравнимо
с понятием “критической массы” (об
этом написаны книги). Иначе говоря,
цивилизация съедает самое себя. А мы
слушаем про эти “ужасы”, жуем бутер-
броды и - продолжаем совершенство-
вать пассатижи. Таков уж, видно, закон
жизни
человек стремится повторить
природу, и при этом непременно улуч-
шить её. Вообще, заметим, суть всякой
человеческой деятельности
воспро-
изведение. Человек научился летат ь
он подражал парящим птицам. Ком-
пьютерный программист пытается вос-
произвести работу человеческого мозга.
Критик воспроизводит (по-своему)
'описываемый предмет. Писатель, ху-
дожник
картину мира. Музыкант
жизнь души и духа. Инженер-акустик
пытается запечатлеть звук человече-
ского голоса, музыкального инстру-
мента, ансамбля, оркестра.
.. Но как
компьютер никогда не станет мозгом,
а писатель не превзойдет в описании
жизнь, так аудиозапись никогда не ста-
нет живым исполнением. С этим надо
смириться. Хотя наше стремление к
идеальному остановить невозможно.
Оно присуще нам от природы.
Об идеале в области звукозаписи
много говорилось и до меня. Очень тро-
нула статья Вадима Сергеева “В пои-
сках эталона” (“Л М ” № 4 (21 ) 98). Речь
гам. правда, идет об идеале в условиях
тестирования, но проблема затрагива-
ется та же. Так вот, В. Сергеев утверж-
дает
и вполне справедливо,— что жи-
вое звучание не может быть эталоном
для тестов. Слишком много примеши-
вается сюда акустических, психофизи-
ческих и прочих факторов, не дающих
константы, нс позволяющих получить
выверенный эталон звучания. Разуме-
ется, для тестирования тракта исполь-
зуется не живой звук, а звукозапись, но
высокого качества! Проблема заключа-
ется в том, что и здесь - все тот же по-
иск "сходства законсервированных зву-
ков с Ее Величеством Музыкой”. (Н а-
рочно цитирую статью В. Сергеева, что-
бы показать, что проблема не нова и
давно тревожит умы.) “«Живой звук»
стал не просто своеобразным фетишем,
но, скажем сразу, недостижимой вер-
шиной.
..”
Уважаемый г-н Сергеев прав
чисто-
та долетающих до нас звуков зависит не
только от нашего местонахождения в
зале, но и от нашего самочувствия, н да-
же от настроения. Да, в Большом зале
филармонии нелинейных искажений
нет. 11о взберитесь на хоры. Вы не толь-
ко будете четче слышать медные духо-
вые (ведь они будут как раз под вамп),
но вдруг услышите едва заметную
фальшь (!) у тромбонов, колокольчи-
ков. Едва заметную - всего на шестнад-
цатую или более топа. Самое интерес-
ное, что на деле никакой фальши нет,
искажение создается движением столба
воздуха, разогретого дыханием или лет -
ней жарой (если дело происходит ле-
том). Можно привести еще более на-
глядный пример сильных естественных
искажений: в ветреную погоду из дина-
мика на пляже или на стадионе порой
несется такое.
.. (разумеется, я имею в
виду чистоту тона). Голос певца пере-
ползает из си-минора в до-мажор, затем
обратно - и притом за несколько мгно-
вений. Это результат движения воз-
душных масс, температурных перепа-
дов и т. п. Скажут
зачем же повторять
у себя дома то, от чего надо избавлять-
ся. Цель стереосистемы
добиться чи-
стоты, эталонное™ звучания. Но цели
бывают разные. Лично мне греет сердце
искаженная волна звука, а не кристаль-
но чистая. Таковы особенности моей
психики, нервной системы, наконец,
слуховой привычки. Кич? Аудиокич?
Что я, собственно, имею в виду?.
. Ведь
у современного слушателя уже выра-
боталась привычка к "стерильному”
звучанию. Есть новая традиция и новая
аудиокультура.
..
Нет, наше ухо не приучено к чистому
звучанию. Рыба погибает в дистилли-
рованной воде.
.. Я убежден в том, что
самые подлинные записи — это записи
из зала. На магнитную ленту. Лучше
сразу на “винил” через рекордер. Или
на восковой валик. Скорее, скорее к
“Веге-108”!
Когда-то мы, юные студенты, затаив
дыхание слушали записи Фуртвенгле-
ра, Гнлельса, Менухина из концертных
залов.
.. Это было как открытие Амери-
ки. Я бы и сейчас предпочел слушать
именно эти записи, а не те, что были
сделаны теми же Гилельсом и Менухи-
ным в студиях, оборудованных совре-
менной аппаратурой. Тогда зал “ды-
шал” на пластинке. Кто-то кашлянет,
упадет номерок.
..
“Кашлянул
и остался в исто-
рии.
..”- шутили когда-то.
Что бы Фуртвенглеру кашлянуть.
..
Лет тридцать назад появилась любо-
пытная теория-“фэнтэзи". Некоторые
отчаянные головы загорелись идеей
воспроизвести голос Рембрандта (или
Рублева, Петра I и т. и.). Не удивляй-
тесь. Эта фантастическая идея основа-
на на довольно реальном предположе-
нии: звуковые волны оставляю т след на
всяком засыхающем или застывающем
материале, например на масляной кра-
ске, на выкованном или отлитом из
металла предмете. Согласно этой гипо-
тезе. засохший мазок Рубенса, будучи
обработан неким (пока воображаемым)
звуковоспроизводящим аппаратом, по-
зволит услышать голоса тех, кто нахо-
дился в мастерской художника,
воз-
можно, и самого мастера. Таким обра-
зом, любая картина в Русском музее,
Лувре, Прадо
это великий хранитель
ценнейшей информации, которую нам.
увы, пока не извлечь. В Эрмитаже
находится железный брус, собственно-
ручно выкованный Петром Великим.
Разумеется
и даже абсолютно точ-
но,
что это не просто память о монар-
хе. Этот кусок железа наверняка хранит
уникальную информацию о нашем ве-
ликом историческом деятеле. Он “по-
мнит” звук его голоса, хохот и ругань,
шум в кузнице.
.. Мазок художника и
изделие кузнеца несут
энергетику
свое-
го создателя. А она, как утверждают
мудрецы-эзотерики, остается в пред-
мете вечно.
Не таким ли хранителем является
виниловый диск? Хотя бы
в силу
свойств материала. Даже в случае, если
запись на диск велась с магнитной лен-
ты, в нем безусловно заключена энерге-
тика тех, кто участвовал в его произ-
водстве. И уж кто тогда безусловно
идеальный хранитель
так это первые
восковые валики.
Является ли хранителем “цифра”
цифровая запись? Сомневаюсь. Тот, кто
знаком с процессом преобразования
звука при цифровой записи, поймет
мой пессимизм но этому поводу. (Спе-
циалист знает, что при манипуляциях
на записи порой приходится “сжимать”
цифровой ряд — но ведь это уже потерн
в качестве! ) I le потому ли так холодны
чистые, совершенные записи современ-
3/2000 АудиоМагазин 1 3 5
предыдущая страница 136 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 138 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст