этой нити. От всей системы зависит
гибкость звукоснимателя, показыва-
ющая, на какое расстояние перемета-
ется кончик иглы нод воздействием
определенной силы. Сам но себе этот
параметр ничего не значит, однако,
зная его и показатель действующей
'массы тонарма, можно вычислить ре-
зонансную частоту этой колебатель-
ной системы. Не забегая в следующую
часть статьи, посвященную тонармам,
ограничусь замечанием, что звукосни-
матели. обладающие большой гибко-
стью магнитной системы, лучше рабо-
тают с длинными и тяжелыми рычаж-
ными тонармами, например "SME". В
то же время звукосниматели с малой
гибкостью,
например
производст-
ва фирмы “Denon”, как нельзя лучше
подходят к коротеньким тонармам,
скажем,
той
же
“Denon",
имею-
щим, кстати, замечательно малую вер-
тикальную составляющую момента
ннернин.
Но вернемся к иглодержателю. Он
может быть в сечении круглым, а мо-
жет — и прямоугольным. Его длина
является предметом жарких споров.
Японские разработчики часто хваста-
ются тем, что в новых модификациях
их головок иглодержатель удлинен,
следовательно, механическая система
более чувствительна к мельчайшим
изгибам дорожки. А вот д-р ван леи
Хул. напротив, горд тем. что в его но-
вой головке “Black Beauty" иглодер-
жатель в полтора раза короче тех, что
применяются в “Grasshopper". Конеч-
но, длина иглодержателя должна за-
висеть от механических свойств мате-
риала: жесткий - длиннее, гибкий —
короче. Сам иглодержатель должен
быть предельно легким, жестким и
вместе с тем нерезонирующим. По-
следнее означает, что он не должен
перехватывать вибрации, которые за-
тем превратятся в паразитные призву-
ки I! выходном сигнале.
Мощным
источником
вибраций,
кстати, является алюминиевый диск
некоторых проигрывателей, который
прекрасно отражает звуковые волны,
образующиеся в результате колебаний
иглы и самого иглодержателя. В худ-
шем случае это может вызвать боль-
шие искажения и даже акустическую
обратную связь. Хороший диск дол-
жен впитывать вибрации подобно то-
му, как губка впитывает влагу, а пото-
му при покупке “вертушки” нужно
ориентироваться на привод именно с
таким “блином".
Кроме того, механическая система
самого звукоснимателя имеет собст-
венный ВЧ-резонанс, который возни-
кает в результате упругой реакции ка-
навки пластинки, приведенной к дей-
ствующей массе подвижной системы
самого звукоснимателя. Он может вы-
звать метания иглы между стенками
канавки, хотя п микроскопические, по
тем не менее, во-первых, влекущие за
собой искажения звука, а во-вторых,
ускоряющие износ канавки. Чтобы
избавиться от последствий этого резо-
нанса, необходимо вывести егоза пре-
делы записанного рекордером часто-
тного диапазона, например, выбрав
значение резонанса вдвое большее,
чем верхняя записываемая частота,
что составит около 50 кГц. Как верно
указал А . М . Лихницкий в своей заме-
чательной статье, опубликованной в
“АМ " № 6 (17) 97 (всем рекомендую
ее изучить), для этого надо снизить
действующую массу подвижной си-
стемы звукосъемника до долей мил-
лиграмма. Сам Л ихницкий для осуще-
ствления этой цели предложил идею
бериллиевого иглодержателя с интег-
рированной в него иглой, покрытой
алмазной пленкой. Ранее был предло-
жен подобный вариант из алмаза -
почти идеальный, так как алмаз хотя
и чуть тяжелее бериллия, зато прочнее
и не подвержен деформациям. Идея
целыюалмазной системы держатель -
игла принадлежит профессору Томи-
нари, о котором мы еще вспомним.
Однако такой звукосниматель может
себе позволить лишь Билли Гейтс с
другом своим Султаном Брунея.
На практике иглодержатели делают
из рубина, сапфира, керамики, бора,
бериллия, титана и алюминия. Мате-
риалы перечислены в порядке от луч-
шего к худшему. ◄
Подробнее о свойствах материалов
иглодержателей, о профилях
игл и раз-
новидностях конструкций ММ- и МС-
голочок читайте в следующем номере
“ЛАГ.
3/2000 АудиоМагазин 1 3 3
предыдущая страница 134 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 136 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст