а у д и о к л у б
ванпя по канавке сложной формы
вкупе с отменной передаточной харак-
теристикой. Исключением является
лишь одна очень интересная разно-
видность звукосъемника с подвиж-
ным
магнитом
“Moving
Micro
Cross” (М М С ). Этот звукосниматель
был
предложен
фирмой
"Bang
&
Oiutsen” в 1957 году вместе с первым
же стереопроигрывателем фирмы под
названием -$Р1” и заменил моного-
ловку с подвижным магнитом, выпу-
скавшуюся “В & О ” до того. Головки
типа М М С обладают сравнимыми с
M C
механическими
характеристи-
ками. что особенно наглядно прояви-
лось в звукоснимателе “М М С6000"
(1974 год), которым комплектовался
проигрыватель “Beogram 6000". Эта
головка уверенно воспроизводила ча-
стоты вплоть до 50 кГц. а разделение
каналов на частоте 30 кГц составляло
около 15 дБ!
Ряд производителей выпускает го-
ловки, схожие с М М С , под названием
"Iron Magnetic" (IM ). Не надо путать
их с головками с индуцированным
магнитом (также IM ) и с переменным
магнитным
сопротивлением
(M I),
тонкостей устройства последних я не
знаю, а потому речь о них не пойдет.
Японцы же по нраву гордятся своими
МС-головками — сегодня никого не
удивишь звукоснимателем, который
способен воспроизводить частоты вы-
ше 70 кГц. Любимым японцами голо-
вкам вменяют в вину низкий уровень
выходного сигнала, при колебатель-
ной скорости 5 см/с составляющий
от 0.12 до 0,6 мВ на частоте I кГц.
Поэтому “дудлы" фанатеют от М М -
головки с уровнем выходного сигнала
3 -8 мВ. “Чем больше
- тем лучше,
всех затопчем”,— говорят американ-
ские звукосъемных дел мастера, и их
можно понять: чем выше уровень сиг-
нала, тем проще фонокорректор и луч-
ше звук. Еще янки говорят, что пла-
стинок с записью сигналов частотой
выше 20 кГц не слышал и сам Иегова
и что все доводы японцев — обычная
дзен-буддистская ересь. Тогда японцы
легким движением руки вынимают из
рукава джокера, пинающего всех “дуд-
ловских" тузов. Они просто показы-
вают повышающие трансформаторы,
такие как “AU-S1” фирмы “Denon". и
говорят, что с такой штукой из М С-го-
ловки с выходным уровнем 0.15 мВ
можно запросто вытрясти 2 мВ и под-
ключить хоть к утлому фонокоррек-
тору музыкального центра. “Дудлам”
нечего ответить, они берут в руки
японские микрокалькуляторы и яро-
стно считают стоимость “дальнево-
сточного варианта”. Оговорюсь, что
Рис. 1. MC-головка “ Yamaha M C -11 ”
мои вкусовые пристрастия совпадают
с японскими, однако я никогда не ска-
жу, что американские М М -“бошки”—
это дерьмо. Ибо среди последних
есть немало экземпляров
в ы да ющи м с я
ка ч сством
звука. Среди звукосни-
мателей обоих типов
навалом
радующих
разделением
каналов
более 30 дБ. что нам и
нужно.
“А как же англий-
ский звук?"
С Л Ы Ш У
Рис. 2. ГЗМ “Корвет” в разрезе. Бериллие-
вый иглодержатель несет на конце здорову-
щий прямоугольный магнит из сплава сама-
рий-кобальт (Sm2C ol7), буквально утопленный
в резиновом кубике, напоминающем упаковку
“бомжацкого" супчика “Gallina Blanca” . Ни о ка-
ком сохранении механических свойств в тече-
ние длительного срока, не говоря уже о воз-
можности тонкой подстройки гибкости этой
механической системы, не может быть и речи.
1 - иглодержатель; 2 - алмазная игла; 3 - по-
движный магнит; 4 - элемент крепления;
5 - патрон; 6 - магнитопровод; 7 - катушка;
8 - магнитный экран; 9 - колодка с выводами
я возбужденные голоса наших чита-
телей. Говоря в общем, в Европе не-
мало производителей отменных голо-
вок, следующих либо по японскому,
либо по “мерихасському” пути. Вме-
сте с тем существует и некий евро-
иейский идеал. Им несомненно явля-
ется МС-звукосннматсль с высоким
выходом. II желательно подешевле.
..
Откуда у валькирий крылья растут
Теперь поговорим о типах конструк-
ции. Ведь именно от этого зависит
наличие либо отсутствие ощущения
полета в синеве небес, озаряемых ру-
биновым светом Ареса-Марса. Нач-
нем с рисунка. В большинстве статей
мы всегда сталкиваемся с фразой:
“рассмотрим, например, устройство
звукоснимателя с подвижным маг-
нитом". Мне осточертела эта позорная
практика, поэтому ищите ва-
ши монокли, пенс-
не и контактные
линзы — мы рас-
смотрим. напри-
мер.
устройство
звукоснимателя с
подвижной
ка-
тушкой (рис. 1).
На рисунке вид-
но,
что
сердцем
нашей электроме-
ханической
С11СТС-
мы является игло-
держатель.
Именно
он выступает посредни-
ком между движущейся но
извилистой, замысловатой формы
канавке иглой н катушкой. Для наи-
лучшего вибрирования необходимо,
чтобы иглодержатель, игла и катушка
представляли из себя механически
единое целое. В таком случае вариант
со сменной иглой отпадает, так как
это всегда компромисс, требующий
дополшпелыгого элемента гибкости
между двумя половинками иглодер-
жателя. В совдеповских и дешевых
пхпнх головках таким элементом ча-
сто служил кусок резины, со временем
отвердевавший, крошившийся и при-
ходивший в полную негодность.
.. Ре-
зника либо резнноподобная вязкая
масса служила и в качестве тормозя-
щего вязкоупругого элемента гибко-
сти на противоположном конце - по-
сле катушки или пары магнитов. Все
это - форменное безобразие, вынуж-
дающее любителя дешевизны менять
головки каждый год.
Во всех современных, даже в самых
дешевых звукоснимателях, по край-
ней мере тех, что указаны в нашей
ежегодной таблице компонентов и АС,
в качестве такого “концевого” элемен-
та гибкости применяется эластичная
пить из металла, сохраняющая своп
механические свойства многие годы.
Кроме того, в большинстве головок
имеется специальный микрометриче-
ский винт для регулировки гибкости
1 3 2 АупиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 133 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 135 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст