а у д и о к л у б
музыкальной точности, о чем так мно-
го говорилось в “АМ",
да, “Цифра"
лучше. По крайней мере динамиче-
ский диапазон около 80 дБ у самых
лучших комиакт-дисковых изданий
позволяет утверждать, что это так. 11о
нс в плане точности акустической.
Спешу огорчить профанов и всех
любителей выводить Салтана на про-
гулки в тюремный дворик строго по
часам. Аналоговые записи даже при
проигрывании на такой убогой “вер-
тушке”, как "Бону Р5-ЕХ52У”, звучат
натуральнее, нежели
их цифровые
копии на С О-К. Я не могу объяснить
этого в технических терминах.
Относительно
хороший
АЦП
(!уГАС9708 именно таков) полностью
сохраняет тональный баланс плюс ди-
намический баланс между тихими н
громкими звуками, равно как и сами
обер- и унтертоны, призвуки и другие
нюансы первичных и вторичных отра-
жений звуковых волн, укладывающи-
еся в небольшой динамический диа-
пазон грампластинки (замечу, что луч-
шие рекордеры мини-дисков и плохие
ОАТ-магнптофоны не способны даже
на это). 11о вместе с тем исчезает по-
истине магическое тепло аналоговоіі
записи, некая аура, не поддающаяся
оцифровке.
І Іодозреваю, что “ловителям тонких
нюансов” (“А М ” № 4 (27) 99. с. 70)
много больше понравится цифровая
копия, особенно после грамотной об-
работки - она так наглядно эти нюан-
сы показывает, выкладывает на таре-
лочке, что и ловить нечего
все как
на ладони! “Вертушка” же. даже пло-
хонькая, предназначена для воспро-
изведения грамзаписи с изрядной до-
лей “музыкальной выразительности”
(термин из того же “А М ”). Б любом
случае. Возможно, потому, что многие
из нас слышат процесс квантования
гак же. как представители некоторых
племен при просмотре фильмов видят
не кино, но последовательность от-
дельных кадров, слайд-шоу. В случае
же с хорошим аналоговым проигрыва-
телем напрочь исчезает рокот мотор-
чика, а главное
резко увеличивается
разделение каналов. И это заслуга
именно
звукоснимателя.
Хороший
звукосниматель с разделением кана-
лов хотя бы 26-30 дБ даст ту самую
ширину и глубину треклятой сцены, в
отсутствии которой многочисленная
армия варваров-цифровиков упрекает
нас, последних Виниловых рыцарей.
Валькирии слезают с картин и летают
по комнате. I I Гитлер такой молодой.
I I юный Октябрь впереди.
..
Компакт-диск по качеству не смо-
жет даже приблизиться к проигрыва-
телю с хорошим звукоснимателем,
Н И -К О -Г Д А !!! “Вкусовщина”
гово-
рят мне “гамщики” и “гопники" от
“хай-энда”. “Дураки,— отвечаю я,— не
с вашим курьим мозгом судить о делах
Господних". II я прав. Ибо кому, как
не мне - Великому Инквизитору все-
го аудиомонашества Лорду Килре,
судить об этом. Возможно, лет через
десять появятся бытовые цифровые
источники, качество которых можно
будет хотя бы сравнивать с тем, кото-
рое доступно аналоговым “вертуш-
кам” сегодня (и вчера). Но не теперь,
дети мои. Падите-ка на колени да по-
молитесь за здравие “винила” с усер-
дием, от ересей ваших отрскшися.
Общо.
..
Мне заранее хочется огорчить чи-
тателей, ожидающих от меня разобла-
чений. Дело в том, что, несмотря па
прямые аналогии между звукоснима-
телями н ЦАПами по важности их ро-
ли, такой криминал, как TD A 1305
и его клоны, в виниловом мире попро-
сту отсутствует. Есть звукосниматели
простые и дешевые, по вот убогих я не
встречал. Здесь также нет интерпо-
ляции и прочих сюрпризов, которые
дарит любителям свро-“хай-энда" ло-
гика механизмов вроде C D M 12.хх.
По большому счету, вовсе не факт,
что звукосниматель с подвижным маг-
нитом обязательно хуже такого же с
подвижной
катушкой. Эго нам
не
“ID E versus SCSI". На рынке полно
конструкций, в которых от преиму-
ществ М С осталось одно название
прежде всего это дешевые заукосъем-
ники с высоким уровнем выходного
сигнала. В то же время есть и головки
тина М М , соревнующиеся по качеству
звука с лучшими представителями по-
роды М С. Мы имеем дело с обычной
вкусовщиной. Так, японцы собаку съе-
.111
на разработке головок, способных
воспроизводить частоты выше 45 кГц.
Толчком к этому послужили в 1970 го-
ду муки фирмы “JVC" по поводу ди-
скретной
квадрафопии
и создания
пластинки, на которой два тыловых
канала записывались бы на иоднесу-
щей, вдвое превышающей 20 кГц.
Интересно,
что
записи,
выпол-
ненные по этой системе (названной
C D -4), готовились весьма извращен-
ным способом. Сначала четыре звуко-
вых сигнала поступали с магнитофона
на матричный блок, формирующий
две пары суммарных и разностных
сигналов. После этого суммарные па-
ры подавались непосредственно на
смеситель, а разностные поступали в
модулятор, где модулировали по ча-
стоте и фазе свою несущую частоту
30 кГц с нижней (10 кГц) и верхней
(15 кГц) боковыми полосами. Затем,
после фильтрации, они подавались
па гот же смеситель. Таким образом,
верхняя граничная частота этого ком-
плексного сигнала составляла 45 кГц.
11и один рекордер, даже современный,
не способен записать на лаковый диск
сигнал
с
частотой,
превышающей
24-26 кГц. Поэтому при подготовке
матрицы весь частотный диапазон
искусственно сдвигался к меньшим
частотам путем снижения вдвое ско-
рости движения магнитофонной ма-
стер-ленты. Так. частота поднесущей
45 кГц транспонировалась в 22.5 кГц.
которую хороший рекордер вполне в
состоя н
11
и записать.
Вот такими демо-нластинками “JVC”
щеголяла начиная с сентября 1970 го-
да, по вскоре бросила это дело. В 1972 го-
ду “Denon" предложила свой способ
дискретной квадрафонпи UD-4, при
котором
частота поднесущей
была
снижена до 40 кГц с одновременным
уменьшением верхней граничной часто-
ты при воспроизведении до 15 кГц. Кто
знает
существуй в те поры компакт-
диск, квадрафонпи, возможно, при-
жилась бы. Но вернемся к звукосни-
мателям.
Головки с подвижной катушкой из-
начально имеют преимущество в ви-
де малой движущей массы системы
игла
иглодержатель
катушка, с
чем связана большая точность следо-
3/2000 АудиоМагазин 131
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст