аудиоклуб
Лорд К илра
Часть I. Системы звукоснимателей
Дорогие читатели, дети и родители.
В номере 1
(30) 2000 мы обещали вам
напечатать цикл статей о проигры-
вателях “винила". Тот. кто назвался
груздем, обязан лезть в кузов, и нелег-
кая задача сделать первый шаг по
широкому виниловому полю, окру-
женному разливанными морями ше-
девров музыкальной мысли X X века,
выпада мне, Лорду Килре. Во всем
мире “вертушки" называются “turn-
tables”, что в буквальном переводе озна-
чает “вертящиеся столики". По анало-
гии с "Коробочками" (цикл моих заме-
ток о переносной аппаратуре, начатый
в “Д М ” Ns4 (27) 98). все мои статьи о
проигрывателях объединены общим
смыслом, отраженным в заголовке.
В последнее время часто приходит-
ся читать откровенно дурацкие измы-
шления, посвященные теме “«винил»
versus цифра”. В том числе к в нашем
журнале. Ряд авторов, то ли по неве-
жеству, то ли сознательно, талдычат
как заклинание: "В современных уст-
ройствах для воспроизведения ком-
пакт-дисков потенциал формата CD
реализован не полностью”. Да нет же.
Друзья мои, полностью! Системы вос-
произведения с верификацией читае-
мых звуковых данных, например на
основе их предварительной записи на
жесткий диск, в содружестве даже
с не самыми новыми внешними кон-
верторами, такими как “Sony ТА-
E2000ESD" (или DA T-маги итофона-
ми вроде “DTS-60ES" в роли 11-М 1а),
не говоря уже о лучших системах, на-
пример на основе чипов “UltraAna-
log”, вынимают из компакт-диска всю
его подлую душу! С потрохами.
.. Они
неплохо чувствовали бы себя и в трак-
те с 20-битовым источником во главе,
а шкуру убожества под названием
“Compact Disc Digital Audio” владелец
любого приличного компьютера (в
качестве источника) может вывернуть
наизнанку и сушить на солнышке. Не-
великий потенциал системы был пол-
ностью реализован в бытовых проиг-
рывателях уже примерно в 1990 году.
Иное дело, что проигрыватели CD.
особенно те из них, за которые просят
более двух тыс. долларов, надо прода-
вать. а покупатели то и дело задают се-
бе вопрос: "Зачем платить две тысячи
за проигрыватель CD, когда на эти
деньги можно купить действительно
приличный проигрыватель грампла-
стинок?”. И впрям!
незачем. Ибо хоро-
ший проигрыватель
ко м н а кт-дисков
можно купить за
8700
1000. А вот
достойный нроигрыва
тель “винила” действи-
тельно обойдется
при-
близительно в 1,5- 2 тыс.
долларов, причем половина
этой суммы придется на голо
в ку з ву кос н и м ател я.
Вкусовщина
Давайте сначала поговорим имен-
но о звукоснимателях - важнейшем
компоненте любой “вертушки". Ведь
именно головка звукоснимателя опре-
деляет характер звучания проигрыва-
теля1. Действительно, у дешевого при-
вода может немного шуметь мотор,
за счет "плавания" звука слегка иска-
жаться той, однако по характеру его
звучание будет очень похоже па звуча-
ние дорогого и хороню настроенного
привода с такой же головкой. Только
во втором случае будут отсутствоват ь
посторонние шумы, призвуки, созда-
ваемые диском, неправильно рассчи-
танными узлами, а также тональные
искажения. Так или иначе разница
между этими двумя проигрывателями
будет невелика в сравнении с разли-
чиями в звучании двух проигрывате-
лей СО, первый из которых оснащен
ЦАПом
Т О А 1.305,
а
второй
иЛ[)20400А. Верно и то, что, имея не-
сколько разных звукоснимателей, вы
можете менять звучание проигрывате-
ля почти как душе угодно, руководст-
вуясь своими пристрастиями к спосо-
бам прослушивания всех видов музы-
ки. Замена звукоснимателя — лучший
метод борьбы со скукой, это решение
проблемы смены надоевшего проигры-
вателя для любого владельца прилич-
ного привода. В чем же заключаются
различия между плохим и хорошим
звукоснимателем? Начну издалека.
Я живу в маленькой квартирке, до-
верху набитой аппаратурой, всяче-
ским барахлом и кошками. Я не могу
позволить себе иметь хороший ироиг-
1
Автор пока умалчивает о тонармах и настройке го*
ловки звукоснимателя, которые могут этот самый
характер звучания изменить до неузнаваемости. Но
об этом будет рассказано в дальнейших сериях “ви-
ниловой эпопеи".
Ред.
рыватель, ибо
мне просто некуда его по-
ставить. Но даже при наличии та-
кого места само существование моих
мохнатых детей ставит под сомнение
возможность им пользоваться. И ни-
когда не променяю своих чад ни на
один проигрыватель в мире, но в то же
время II без музыки не могу. Вот поче-
му моя система полностью состоит из
цифровых гробов в стальных корпу-
сах. которые прекрасно уживаются с
моими хвостатыми ушастыми детьми,
обожающими греться на усилителях,
мри этом нисколько их не портя.
їм). і ы
11
и н ств( >
11
ласти иок, л юб им ы х
мною с детства, переиздано на ком-
пактах, и все они у меня есть. Более
того, ряд звукозаписывающих компа-
ний применяет для переиздания ста-
рых альбомов хорошо сохранившиеся
пластинки вместо того, чтобы прибе-
гать к истлевшим в архивах мастер-
лентам. Особенно много таких запи-
сей выпущено фирмой “RCA”. У меня
около двух десятков подобных пере-
изданий альбомов Чета Эткинса пери-
ода с 1957 но 1980 год. Качество неко-
торых из этих дисков столь высоко,
что позволяет сравнивать их с дисками
из знаменитой серии X R C D фирмы
“JV C ”. В то же время качество двух
альбомов Эткинса из серии “Living
Stereo” н его известного альбома “Pick
On The Beatles”, при переиздании ко-
торых применялись, с одной стороны,
пожухлые мастер-лен ты, а с другой
недостаточно качественная обработка
с искусственным подъемом низких
частот и подмешиванием псевдослу-
чайного шума (шум самой пленки гру-
бейшим образом обрезан гейтом) на
стадии подготовки уже цифрового
“мастера”, близко к абсолютно отвра-
тительному. При подготовке к переиз-
данию старых альбомов сотрудники
фирмы “RCA" применяют специаль-
ный проигрыватель общим весом око-
ло 200 кг. имеющий тангенциальный
тонарм с воздушным подшипником и
3/2000 АудиоМагазин 129
предыдущая страница 130 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 132 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст