музыка
самым
11
известиыми
11
редставителями
которого являются К. Дебюсси, М . Ра-
вель. П. Дюка.
Появившись в X IX веке, это музы-
кальное течение уже своим названием
декларирует наличие тесной связи с
I щето-с ветс) в ы м и а
11
ра в л е и
11
ем ж
11
ко-
пией. Для импрессионистов — как
художников, так и композиторов —
основными средствами
выражения
были цвет и свет. Художники работа-
ли кистью и красками
композиторы
использовали палитру различных то-
нальностей и созвучий. Приемы рабо-
ты во многом были сходными: и те и
другие использовали технику крупно-
го мазка, создавая целостное полотно
соединением различных цветовых пя-
тен. Полотно, в котором главное —
нюансы ощущений цвета, ощущений
настроения.
У Клода Моне существует серия
картин, называющихся “Стог сена”,
несколько “Руанских соборов”. Ху-
дожник передает своп изменчивые
впечатления от одной и той же нату-
ры. возникающие в зависимости от ее
с вето-цветового состояния. Подобные
серии произведений есть и у осново-
положника музыкального импрессио-
низма Клода Дебюсси
например три
с и м фо н ич ес к и х эскиза, оза г л а в л ен -
ных “Море".
Ивею-красочнос виден ие музы каль-
ных произведений у импрессионистов
’достигается не только с помощью цве-
та звуков, но и использованием дру-
гих приемов организации музыкаль-
ного пространства, затрагивающих в
первую очередь область фактуры. И
все же конкретное цветовое решение
было тесно связано с видением красок
и цветов самих музыкальных тонов
и созвучий. Бемольные тональности
воспринимались как холодные: синие,
серые, голубые, бирюзовые цвета', ди-
езные — как теплые: желтые, крас-
ные.
.. Интересно, что цвето-видение
музыки нередко свойственно и худо-
жникам.
Весьма беглый музыкально-цвето-
вой обзор исторических эпох приво-
дит нас к X X веку. К веку технических
открытий и личностных разочарова-
ний, веку изобретений хорошо забы-
того старого, эклектики и полистили-
стики, к веку, соединяющему воедино
все что угодно. Это ad libitum (по же-
ланию.—
лат.)
привело и к самым раз-
нообразным реализациям идеи виде-
ния музыки: первая выписанная цве-
товая музыкальная строка “luce” в
партитуре “Прометея” Л. Н. Скряби-
на; цвето-световые строки в “Черном
концерте” И. Стравинского. “Счастли-
вой руке” А. Шёнберга, “Аллилуйе"
С. Губайдулиной; создание програм-
мно-красочной “Симфонии красок”
А.
Блиссом и симфонической поэмы
“ М о ре ”
ко м Н 03 и то ро м - ж и в о п и с це м
М. К. Чюрлёнисом. В двадцатом веке
различные формы
взаимодействия
музыки
и
живописи
возникают
в
творчестве художников “Мира искус-
ства”; пишутся “звучащие” картины;
конструируется различная цвето-све-
то-музыкальная аппаратура — от цве-
тоорганов Б. Бишопа и А. Римингто-
на до серийных установок “Colour
Column", “Colotron", “Dynacord”; на
рок-концертах
используется
light-
show.
..
Не станем перечислять все возник-
шие в X X веке формы видения му-
зыки. Это отдельная тема, затраги-
вающая
целую область
искусства,
11
ол у ч и в шу ю название
цвета, музы к а
(или
светомузыка).
В рамках этой ста-
тьи можно отметить лишь единую
направленность экспериментов в об-
ласти синтеза музыки и цвета: стрем-
лен I
1
с макс I! мал ыю кон креп тз! I ровать
и упростить для слушателя восприя-
тие музыки при помощи цвета. Глав-
ным образом это стремление вопло-
щается путем применения различных
технических средств, которые во вре-
мя исполнения произведения матери-
ализуют цвето-световые ассоциации
композитора. Но, естественно, при
этом ни вел I! руются ш
1
д и виду ал ЫI ые
ощу щения с л у I нател я.
Хорошо ли это? Нужно ли это?
Ведь аудиофилы и без того “не сетуют
на недостаточность впечатлений”, по-
лучаемых в процессе чистого слу-
шан ия. С л у ш атс л ь
-зрит ель.
конечно,
сможет лучше понять ощущения ком-
позитора, однако звукосозерцание са-
мо по себе является творчеством осо-
бого рода.
Ведь когда мы слушаем и слышим
музыку, под впечатлением ее волшеб-
ных звуков у нас возникает собствен-
ное, особое видение мира, в котором
буквальная зрительность исчезает.
Кто-то слышит в цвете отдельные
тоны — как древние греки; у кого-то,
как у Римского-Корсакова, расцве-
чиваются тональности; кто-то вос-
принимает эмоционально-цветовую
палитру, состоящую из неосознанно-
ассоциативных звуковых красок.
..
Может быть, в этом и заключается
одна из тайн красоты музыки? Красо-
ты бесконечно притягательной и дале-
ко не всегда поддающейся логическим
объяснениям.
.. ◄
УНИКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
« Р о с с и й с к а я э с т р а д а X
X
в е к а » !
3 0 компакт-дисков, подарочное издание, прекрасная полиграфия, более 500 исполнителей от начала века до наш их дней,
tee эстрадные жанры, оригинальные исходные фонограммы начала века, аутентичный звук, передовые технологии реставрации,
4 тройных диска готовы, вся серия выйдет в июне 2000 г.
Серия «Российская эстрада XX века» состоит из 10 тройных компакт-дисков - 1900-191
Ors.,
1910-1920г.г. ит.д На первом
диске представлена уникальнейшая запись Великорусского оркестра ВВАидреева, датированная 1899 годом. Каждый
тройной диск содержит не менее чем 30-страничный буклет с искусствоведческим обзором представляемого
периода, биографические сведения и фотографии исполнителей.
Стоимость одного тройного диска при оплате наложенным платежом - 19 долларов США в рублях по курсу
tL
на дату отправки. При предоплате -1 5 долларов США в рублях по курсу на дату оплаты.
* Л
Как оформить подписку?
Предоплата: перечислите на указанный счет сумму в рублях, эквивалентную $ 150 по курсу ЦБ на
день оплаты. При заполнении платежного поручения правильно укажите все реквизиты: ООО «Музыкальный
эксцресо», ИНН 7715199323, р/с 40702810600000000012 в АКБ «Банк кредитования малого бизнеса», г. Москва,
i^c 30101810800000000922 в опд № 1 ГУ ЦБ РФ, БИК 044583922. Назначение платежа: Подписка на серию
компакт-дисков «Российская эстрада XX века». Обязательно пришлите по адресу:
127349 г. Москва, а/я 33 копию платежного поручения и точный адрес для доставки.
Наложенный платеж: пришлите по вышеуказанному адресу заявку в произвольной форме,
точный адрес для доставки и телефон.
-
За справками обращайтесь по телефону (095) 909-57-73, www.triarios.ru/projecf30, e-mail: [email protected]
предыдущая страница 128 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 130 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст