музыка
>
У
с л ы ш а т ь
м у з ы к у
в
цг
Надежда СТАРО ВОЙТИ IIК О
ETE
Н
ак ИЗВ6СТН0, п о ч т 80%
К
информации об окружа-
ющем мире человек полу-
чает с помощью зрения,
•мййьібімьі Мы
переходим
дорогу,
когда видим зеленый свет; узнаем вре-
мя. глядя на часы; догадываемся об
очереді
IЫХ ПОЛ І ІТИ
чес
КИХ I
именем
ИЯХ,
заметив растущие цифры в пунктах
обмена валюты. Мы читаем книги и
газеты, смотрим на экраны телевизо-
ров
и
компьюте-
ров. любуемся ка-
ртинами
живопи-
сцев.
.. В общем, не
стоит долго дока-
зывать, что трудно
представить нашу
жизнь без визуаль-
ных впечатлений.
Читателям жур-
нала не менее труд-
но будет предста-
вить свою жизнь
без музыки
вида
искусства, который
можно
восприни-
мать не глядя.
Мы слушаем му-
зыку — и забыва-
ем
о
привычной
80-процентной ви-
зуальности нашей
жизни.
Отсутст-
вие
картинки
не
уменьшает
худо-
жественного
воз-
действия
музы-
кальных произве-
дений, звучащих на
домашних
аудио-
системах. а не, ска-
жем,
в
концерт-
ном зале. Никто из
аудиофилов не сетует на недостаточ-
ность впечатлений, получаемых при
домашнем
прослушивании,
что
с
11
оз и ц
11
й обще п р йнятого п ре д с та в л е-
ния о восприятии может показаться
странным.
Эта странность объясняется тем, что
музыка не существует вне визуального
мира. И композитор, и слушатель жи-
вут в видимом мире, а музыка
как п
любой другой вид искусства
являет-
ся отражением идей, предметов, собы-
тий этого мира. Значит, в каждом му-
зы кал ьном сочііменин
11
рі ісугствует
определенная доля зрительности. Это
ясно ощущается и воспринимается в
программных произведениях (форте-
пианный цикл “Карнавал” Р. Шумана;
"Фантастическая симфония" Г. Берли-
оза; симфонические картины "Вол-
шебное озеро". “Кикимора” А. Лядова
и др.). в элементах звукописи (коло-
кольчики в пьесах “Перезвон коло-
кольчиков Кифары” Ф. Куперена и
“На тройке" II. И. Чайковского; пение
птиц в “Каталоге птиц” О. Мессиана;
СООТВЕТСТВИЕ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА
МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАММЕ ПО НЬЮТОНУ
звуки работающих механизмов в “Па-
сифике 231" А. Онеггера. “Заводе"
А. Мосолова и т. и.).
В сочинениях, не имеющих элемен-
тов программности, картинности н
зву коизс)б раз
11
тел ы і ости. зри тел ьное
восприятие-представление выражено
не столь конкретно, его труднее выде-
лить в чистом виде. Возможно,
ЭТОГО II
не стоит делать. Однако взаимосвязь
слышания и видения проявляется да-
же в определениях, которыми часто
характеризуются связанные с музы-
кой понятия:
светлый
звук,
красочная
тембровая
картина,
провранный
"верх", четкая
прорисовка
мелодиче-
ских
линии.
Говоря о внимательном
углубленном слушании к слышании
музыки, мы иногда используем слово
ввукосозерцание.
Применение таких зрительно-живо-
писных определений для сферы музы-
кального искусства не случайно. 11а
всем протяжении существования му-
зыкальной культуры люди, ощущая на
некоем подсознательно-эмоциональ-
ном уровне взаимо-
де і і с г вне
невидимой
музыки и
видимо-
го
мира,
стреми-
лись упорядочитьп
узаконить их отно-
шения, стремились
рви дет ь
музыку п
отразить свои впе-
чатления в цвете.
Подобное стрем-
ление поддержива-
ло постоянный ин-
терес к
буквальному
зву косове руа и и ю
как отдельных зву-
ков. так и всего му-
зыкального произ-
веден ия
в
целом.
Это явление суще-
ствует, хотя, нахо-
дясь па грани ре-
ального и ирреаль-
ного,
проявляется
весьма необычно и
неоднозначно. Не-
обычность
заклю-
чена в самой форме
существован ия зву-
косозерцания — во-
преки законам фи-
зики
мы
сначала
слышим
музыку, а
затем
видим
ее. І Іеоднозначиость же
состоит в том, что одно и то же музы-
кальное произведение
видеть
можно
по-разному.
Не будем, впрочем, углубляться в
дебрі
і
причин і ю-сл едствен
II
ы х с вязей
разнообразных
психофизиологиче-
ских особенностей, присущих воспри-
ятию
муз ы кал ьн ы х
м рої і з вед е ний.
Существует немало серьезных иссле-
дований, посвященных вопросам му-
зыкального восприятия, при желании
их можно изучить. Кстати, один из та-
ких научных трудов начинается пе-
чальной фразой: “Замечено, что наи-
о
g
о
s
Є
s
О
>s
0
VO
>•
1
Я
о.
*
СПЕКТР
Длина
волны
450
в ммк
500
550
60 0
650
70 0
75 0
Расстояния границ цветов от точки X
1
8
5
3
2
3 9
1
9
6
4
3
5 16
2
т
3/2000 АудиоМагазин 125
предыдущая страница 126 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 128 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст