музыка
Hans Zender
Schubert’s Winterreise
(a composed interpretation)
Ханс Цендер
Зимний путь Шуберта
(сочиненное исполнение)
Ханс-Петер Блохвитц, тенор
Ансамбль “Модерн”
Дир. Ханс Цендер
(м и р о ва я п р ем ьер а в зв у к о за -
писи)
Звук: Удо Вюстендорфер
RCA Victor Red Seal 09026 680177 2
2 CDs 52:21
37:50
1995 m l
Идея
Ханс Цендер весьма на
вестей в Европе п как ком-
позитор, и как дирижер.
Наряду с оперным дири-
жированием он много зани-
мается пропагандой совре-
менной музыки, но большей
части ее леворадикального
крыла. “Нолжизни провел я,
домогаясь в своих интерпре-
тациях максимальной верно-
сти тексту,—
особенно в произ-
ведениях
Шуберта,
которые
очень люблю,— только для того,
чтобы теперь узнать: не может
быть
интерпретации,
верной
оригиналу".
Для начала композитор-испол-
нитель Шубертовой воли с гер-
манским тяжелозвонким скаканьем
обосновывает и оправдывает посяга-
тельство на тень предка. “«Зимний
путь»
фетиш нашей музыкальной
традиции.
.. Не довольно ли воздавать
ему должное привычным манером -
пара господ в черном, стейнвей, боль-
шой зал? Часто думают тоже, что надо
приблизиться к исторической звучно-
сти оригинала.
.. Хорошо, да ведь нельзя
строить иллюзии, что сии представ-
ления на старинных инструментах ав-
томатически возрождают дух эпохи”.
Попинав еще немножко аутснтистов
(“с тех пор слишком переменились на-
ши уши”), Цендер дает понять, что па
зимнем пути все это не более чем вы-
боины псевдонаучной псевдомысли,
главное
их правильное употребле-
ние. “Мое собственное прочтение.
.. не
ищет некоего нового выразительного
исполнения; оно однако систематиче-
ски пользует права и свободы, которые
интуитивно присваивает себе любой
исполнитель: ускорение-замедление,
транспозиция в другую тональность,
выделение красочных оттенков. Сюда
добавляются и возможности «чтения»:
погружение в текст, повтор строк, раз-
рыв непрерывного <чтения>, сравне-
ние разных произнесений одного от-
рывка.
.. В моей версии все эти возмож-
ности
подчинены
композиционной
дисциплине и образуют формальные
связи, наслаивающиеся на шубергов-
ский оригинал".
Сюда же композитор относит и
главный пункт всего эксперимента
обращение с. фортепианным звуком.
Если “незнать" Шуберта, нигде неза-
метно, что тембровые не-
истовства
*
Цендера обязаны своим
появлением клавнрной партии. Не-
пременное условие хорошего перево-
да: он должен выглядеть новым ориги-
налом, плотью от плоти родного языка
переводчика. “Родной язык” компози-
тора
Цендера насыщен
тембровой
лексикой ультраавангардиста Хель-
мута Лахепмана; своим .тихим крмво-
мыслием он спорит с насмешником
Маурисио Кагелем, а звуковой изво-
ротливостью —
с маньеристом Лючано
Берио. “Ансамбль Модерн" в полном
составе, понадобившемся Цендеру,
это фактически небольшой оркестр:
по паре флейт, гобоев, кларнетов и фа-
готов, труба, валторна и тромбон, че-
тыре ударника, аккордеон, арфа, гита-
ра и струнный секстет.
Описание
Цендер ничуть не исказил драма-
тургии “Зимнего пути". Чем важнее
на этом пути песня, чем более она зна-
ковая, тем больше “интерпретации”
он позволяет себе сочинить. Это увле-
кательное занятие, однако, нигде не
превозмогает фортепианного текста
Шуберта и всегда исходит из поэтиче-
ского текста Вильгельма Мюллера.
11и один номер не обходится без тем-
бровых находок п откровений толко-
вателя, но Цендер но большей части
удерживает себя довольно близко к
Оригиналу - чтобы предъявить глав-
ные чудеса в краеугольных
Спокойно
спи. Почто
(песни, открывающие пер-
вую и вторую половины цикла) и в
трех последних
Мужество. Ложные
солнца
и
Шарманщик.
Удивительна мощь этих примеча-
ний, мощь не только концептуальная,
но п чувственная. Комментатор берет
притчу
“ЗимннйПутьШуберта"
и
продлевает ее смыслы во все стороны,
чтобы они стали слышны невоору-
женным ухом. Точнее, ухом, воору-
женным Цендеровой оркестровкой.
Спокойно спи
открывается долгим
еле слышным соло "немузыкаль-
ных" шорохов, из них медленно
прорастает звуконысотность, затем
вытягиваются мотивы.
.. Метафора
пути: фигура путника проявляет-
ся из безличного путевого пейза-
жа. Б песне У
ручья
Шуберт при-
думал поражающий полутоно-
вый сдвиг —
Цендер трактует
его как раковую опухоль на теле
песни, которая раздается до ор-
кестровых размеров, выламы-
вается наружу, пускает мета-
стазы по другим песням, где у
Шуберта нет и намека на что-либо
похожее.
Застывшие слезы
будто ор-
кестровані)!
Веберном: мелькающие
тембры, инструменталисты играют в
пятнашки мелодическим рисунком.
Слышно, что Цендер очень любит ак-
кордеон, но лишь дважды выводит его
самостоятельным персонажем
в
майской ностальгической
Липе
и в ее
а пт и
11
оде страдал ьч ес ком
Путевом
столбе.
За этими исключениями, ак-
кордеон раз за разом является на сце-
ну, чтобы ничего не смочь сказать
лишь тянуть гармонию, уже отбитую
другими инструментами. Немой про-
тагонист драмы.
Цендер пользует хорошо опробо-
ванные композиционные приемы, но
на каждый из них клавирпо-девствен-
ный Шуберт взирает всеми своими
изумленными нотами. Изумление пе-
редается и нам. (Мы привыкли срав-
нивать исполнения
вот Петер Ан-
дерс/Михаэль Раухайзеи, вот Дитрих
Фишер-Днскау/Джералд Мур, вот
Кристоф І Ірегардьен/Андреас Штай-
ер.
При
всех своих достоинствах
исполненные исполнения не могут
соперничать с исполнением сочинен-
ным. Это ведь профессия у компози-
тора такая
все сочинять. Вот сочи-
нил как следует исполнение
испол-
нители за бортом.)
3/2000 АудиоМагазин 115
предыдущая страница 116 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 118 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст