музыка
лярное произведение итальянского
мастера
Folk Songs - представляет
собой обработки народных песен.) Так
вот: прорваться к мелосфере можно
сквозь любую музыку: Шуберт тоже
годится.
.. Причем в любых видах. В
своих “лирических выпадениях” Бе-
рио цитирует некоторые другие опусы
Шуберта, и не только опусы: “Совсем
незадолго до смерти Шуберт брал уро-
ки контрапункта. Нотная бумага была
дорога (как, увы, и теперь,—
Прим,
хранителя),
и, возможно, по этой при-
чине среди эскизов Десятой симфонии
мне попалось короткое и простень-
кое полифоническое упражнение.
..
Я не удержался от соблазна оркест-
ровать и его.
..”
John Dowland
Джон Дауленд
In Darkness Let Me Dwell
Джон Поттер, тенор
Стивен Сабе, лютня
Джон
Сермен,
кларнет,
саксофон
Майя Хомбургер,
бароч-
ная скрипка
Барри Гай, контрабас
Звук: Маркус Хайланд
ЕСМ 1697405234-2
72:34
1999 год
Описание
Джои Дауленд известен в ос-
новном как автор трогательной
паваиы Lachrymae
(Flow my
tears).
Да и вообще он писал будто
специально для Манфреда Айхера,
главы фирмы “ЕСМ". Один из самых
удачных альбомов продолжает со-
брание тихой и медленной музыки.
Конечно, никакого аутентизма. “Мы
хотели сыграть Даулепда как нашего
современника”, пишет тенор Джон
Попер. Во времена Даулепда его пес-
ни могли играться на различных ин-
струментах, но среди них не было
ни контрабаса, ни тем более бас-клар-
нета или сопрано-саксофона. Да и
“аутентисты” (скрипачка и лютнист)
импровизируют вовсе не в сторону
Дауленда.
У каждого инструмента своя роль в
спектакле по песням Дауленда. Бас-
кларнет
advocatus diaboli, а то и сам
diabolo. Он всегда на переднем пла-
не. как нарост в мозгу. Сопрано-саксо-
фон —
идеальный голос, долженству-
ющий вызвать у слушателя “тоску”.
Барочная скрипка (от этого ее амплуа
никуда не денешься) - жало в плоть.
Контрабас —
сама darkness, темнота.
Часто
изображает унтертоны
бас-
кларнета или замещает его самого.
(Наслушавшись этих голосов, и сам
тенор в последнем номере начинает
петь фальцетом, оборачивается кон-
трагенором —
а как ему еще ответить
на тембровые безумства партнеров?)
Наконец, лютня —
единственный
“вертикальный" инструмент, чей звук
не тянется. Она расставляет гармони-
ческие подпорки, которые, однако,
слишком непрочны, чтобы на них по-
висли остальные инструменты.
Исследуются тексты песен, как сло-
весные, так п музыкальные. Иногда
(Fine knacks for Ladies.
°*r|tne** L.t Me Owen
Go crystal tears)
основа
песни —
бас плюс гармония или мело-
дический контур
служит для бесхи-
тростной
импровизации.
Видимо,
примерно так обращались бы со слу-
чайно услышанной музыкой деревен-
ские музыканты. Или напротив: так
можно было бы сыграть, если бы в но-
гах не была обозначена точная дли-
тельность.
Come heavy sleep —
симу-
ляция простоты, райское безлюдье
(опять см. фото); ей предпослан на-
игрыш а ля ансамбль кинотаперов, с
паучьей лютней и прочим саспенсом.
Приходится
выбирать между дву-
мя смертями, двумя снами.
Flow ту
teais —
как уже было сказано, “глав-
ная" песня. Разгул инструментальных
страстей туг неизбежно приходится
на слово “тени". Контрабас и бас-
кларнет исходят трелями и мульти-
фонами; в изобилии возникающие
случайные
обертоны
изображают
сдавленный крик за сценой. Собст-
венно. про эти трели с мультифонами
тенор и поет.
Идея
Пожалуй, ее можно обозначить как
исследование: расщепление текста на
новые - темброво-фонетические -
смыслы. А тембром все пять музыкан-
тов владеют так. что можно ставить
микрофон как угодно близко. Что
и делает звукорежиссер: каждый из
исполнителей пребывает в своем аку-
стическом пространстве. Слушатель
чего бы то ни было, обрати внимание,
отчего “совпадают” музыканты, игра-
ющие вместе, будь то ансамбль или
оркестр: оттого, что они находятся не
только в одном времени, но и в
одном месте. В дан-
ной
записи
парт-
неры
находятся
в
разных местах, но
п рсодол е ва ют
11
ро -
странственную
ра-
зобщенность
очень
строгим
3B VK O !
«вле-
чением. Все практи-
чески не вибрируют,
что позволяет хорошо
строить гармонию.
Так вот, о расщеп-
лении.
Во
времена
атомнстических иред-
ставлений
наимень-
шей неделимой музы-
кальной единицей был
тон. Нет, даже не тон, а
писаная
нота.
К
ней
[ можно было много чего
добавить (развитая си-
стема украшений),
но
нельзя было ее расчле-
нить2. Сегодня исполни-
тели могут се элегантно и
концептуально распотрошить н
вы-
разить гак свое отношение к целому,
сложенному из некогда неделимых
атомов. И это много больше, чем осо-
временивание Даулепда. Сверхмед-
ленные темпы, каких никогда не берут
аутентичные исполнители, предпри-
няты здесь в особых видах. Вот нотная
страница крупным планом. Наезд, но-
ты укрупняются, вот камера внутри
них, а они вокруг.
.. Четкое членение на
фразы, пластичное дыхание песен Да-
уленда на такой малой скорости размы-
вается: если произносить звуки подроб-
но. сквозь речь проступает сам процесс
говорения. Недаром на конверте н в
буклете —
дивные черно-белые пейза-
жи. где горы, воды, равнины и небеса
незачем отделять друг от друга.
- Широко известен случай, когда Монтеверди (нача-
ло X V II века, то есть после Дауленда) выписал бы-
строе повторение одного звука. Музыканты на репе-
тиции не могли этого понять. Зачем, говорили они.
повторять ноту, когда се можно просто тянуть, и
выйдс*т ровно то же самое?
114 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 115 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 117 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст