музыка
В а в и л о н с к а я
I
s
s
s
ґ
s / y y y r
Авторская рубрика Бориса Филановекого
Кривая дорожка номер два
“Я заскучал и начал играть что-то
свое.
..”
(музыка о музыке)
Недостаток представленной под-
борки переходит в достоинство. Она
вполне случайна
но и достаточно
разнохарактерна, чтобы судить о том.
какой бывает “музыка о музыке”.
Здесь уживаются как исполнитель-
ское (Дауленд), так п композиторское
(Пендер) обсуждение предков; как
многоумный академизм (Берио), так и
его заочное, но от того не менее ярост-
ное отрицание (Хапни). II все же есть
занятие, очевидно милое сердцу всех
артистов, выбранных для очередной
кривой дорожки: звуковой дебош со
взломом культурного кода.
Лючано Берио (р. 1925)
Rendering
Echoing curves
Quattro versioni originali della
“Ritirata notturna di Madrid”
Андреа Луккезини,
форте-
пиано
Лондонский
симфониче-
ский оркестр
Дир. Лючано Берио
Звук: Тони Ф олкнер
RCA Viciai
Red Seal 09024 6889-12
68:00
1997 гид
Описание
Начинается все как очень плохое
и/или очень старое исполнение Шу-
берта. В таких темпах и с таким ст руп-
ным салом могли бы играть Клемпе-
рер или Бруно Вальтер. Ужели Берио
такой плохой дирижер?
Но нет, композитор весьма расчет-
лив. На пользу концепции идет даже
очевидная и нарочитая небрежность
(снятие звука не вовремя, неточная
атака, вялые заплетающиеся темпы).
Иногда этот исполнительский нофи-
П13.М
изображается самой инструмен-
товкой. (Кстати, вот одно, хоть и мел-
кое, уравнивание в правах сочинения
и исполнения.) А может, это просто
эскизы, еще “не ставшие” музыкой. А с
эскизами можно обращаться весьма
свободно. Скажем, задумал Шуберт
рондо-финал. Берио принимает на се-
бя эго намерение и вроде честно пишет
рондо, но в качестве эпизодов само-
критично берет собственную жидкова-
тую материю, в которую растворяет
Шубертовы мысли и из которой вновь
их возгоняет. Получается похоже на
симфонии Малера (отдаленного по-
томка Шуберта п еще одного любимца
Берио). Лирические отступления: чи-
сто малеровские ожидательные грели,
челеста,
горн не/дольние просторы.
Берио очень любит трели. Здесь гре.ть
приобретает уже идейное значение:
движение на ме-
сте — со-
средоточение на пространст-
венной точке - остановка времени.
Технически все сделано очень про-
сто и даже естественно. Берио фикси-
рует внимание на каком-нибудь эле-
менте фактуры. Вглядывается в него
до полного переосмысления. Засмат-
ривается до дыр. 11
выпадает в соб-
ственные просторы. А поскольку фак-
тура дошедших до нас шубертовских
эскизов Десятой симфонии предельно
мелоднзнрована, то выпасть в
иное
можно почт и через любой ее элемент.
Идея
Самое время вспомнить еще один
диск, оставленный "Кривой дорож-
кой” в стороне. Эдисон Денисов досо-
чпнил незавершенную Шубертом ора-
торию “Лазарь”, Хельмут Риллинг со
своими
коллективами
(Bach-Colle-
gium Stuttgart и Gächinger Kantorei)
ее сыграл, а фирма “Hänssler Classics"
записала. Денисов в своей части орато-
рии не стал ничего стилизовать, не
стал подражать Шуберту. Он просто
приспособил характерные для Шубер-
та музыкальные фигуры под собствен-
ный язык. Так писал бы Шуберт сего-
дня. будь его фамилия Денисов. Здесь
не место обсуждать качество, с кото-
рым покойный композитор выполнил
маневр в сторону Шуберта. Важно
другое: то. что для Денисова было це-
лью, для Берио стало
отправной
точкой.
Rendering —
это сон
Берио
над
чужими
эскизами1
за мгнове-
ние до пробуждения
слу шателя.
Ком пози -
тор тончайшим образом
имитирует ход мысли.
Bor здесь мы следим за
музыкой Шуберта.
.. тут
1
отвлеклись, сквозь нее
прослышали иное.
.. Вот
оно больше, громче, Шу-
берт тает.
.. вдруг из этой
сонной
артерии
вытека-
ет нечто явно не Бернево.
растет, марево блекнет, воз-
вращаются классичные ли-
пни — п чудо! мы снова слы-
шим Шуберта, по уже следу-
ющий раздел того же эскиза.
В разделах “своей музыки”
Берио, казалось бы, симули-
рует вялость мысли и движения. 11о на
самом деле это не вялость, это — нечто
услышанное и озвученное, но еще как
бы не ставшее музыкой, не обретшее
четких форм. Берио добрался до гуму-
са, до питательного слоя, в котором,
как в банке данных, заспиртованы не
родившиеся еще музыкальные мысли
всех времен н народов. Как-то для
описания
художественной
манеры
Кроши
' -
квартета
мне пришлось ввести
на страницах “AM” понятие
мелосфе-
ры
планетарной музыкальной обо-
лочки. (Кстати, недаром самое попу-
1
II данном случае Шуберта, но на том же диске есть
артистично уделанная ниеса Боккерини "Ночное
бегство из Мадрида".
3/2000 АудиоМагазин 113
предыдущая страница 114 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 116 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст