аудиомастерская
же “Peerless 1020” в первозданном, не-
переделанном виде проигрывают во
всех отношениях уже всем трем опи-
санным вариантам, притом достаточ-
но сильно.
В заключение мне хочется предло-
жить вниманию читателей одну очень
любопытную и полезную, с моей точ-
ки зрения, схему (рис. 4). Я придумал
ее для удобства визуального наблюде-
ния за характером передачи импульс-
ных сигналов акустическими систе-
мами. Для этой цели требуется также
достаточно чувствительный осцилло-
граф, какой-либо микрофон с гладкой
частотной характеристикой, напри-
мер электретный или хороший ди-
намический (я пользовался тем же
измерительным конденсаторным ми-
крофоном с микрофонным усилите-
лем, который служил для снятия
АЧХ), и усилитель мощности. Лучше,
если усилитель мощности не боится
случайных коротких замыканий в на-
грузке.
Микрофон удобнее всего закрепить
на каком-нибудь штативе, можно на
обычном фотографическом. Затем он
подключается ко входу усилителя вер-
тикального отклонения осциллогра-
фа. При недостаточной чувствитель-
ности микрофона или осциллографа
может потребоваться дополнитель-
ный микрофонный усилитель.
Собственно схема содержит два ге-
нератора. Первый генератор (TL072
1-1 и 1-2) вырабатывает испытатель-
ные импульсы в форме меандра (пря-
моугольные импульсы со скважно-
стью 2) с частотой повторения около
10 Гц; через регулятор уровня эти им-
пульсы подаются в дальнейшем на
вход усилителя мощности, а с него —
на АС. Обычно на выходе этого усили-
теля достаточно амплитуды напряже-
ния порядка 1-2 В.
Второй генератор (TL072 2-1 и 2-2)
запускается от первого и создает за-
держанные относительно испытатель-
ного меандра короткие положитель-
ные импульсы, которые служат для за-
пуска синхронизации осциллографа.
Длительность задержки плавно регу-
лируется потенциометром (удобнее
проволочным многооборотным) в пре-
делах примерно от 0,15 до 3,3 мс, что
соответствует, с учетом скорости звука
в воздухе, расстоянию от центра излу-
чения до микрофона приблизительно
от 5 до 110 см. Если возникнет жела-
ние увеличить задержку, надо конден-
сатор 0,33 мкФ заменить на другой с
соответственно большей емкостью.
Осциллограф должен работать в режи-
ме внешней синхронизации.
В предлагаемой схеме можно исполь-
зовать
любые
импульсные
диоды
(КД521. КД522, Ш4148 и т. д.). Типы
резисторов и конденсаторов большого
значения не имеют. В качестве опера-
ционных усилителей лучше использо-
вать указанные на схеме сдвоенные
ТВ072, они отвечают всем необхо-
димым требованиям (одно из основ-
ных —
большое допустимое напряже-
ние дифференциального сигнала) и
стоят дешево. Генератор прекрасно ра-
ботает от двух батареек “Крона” или
от аналогичных.
Что дает использование генератора?
Каждый фронт меандра, воздействуя
на вход АС, возбуждает во всех голо-
вках громкоговорителей переходный
процесс. В идеале, для системы в це-
лом и для каждой головки в отдельно-
сти этот процесс представляет собой
дифференцированный импульс без
постоянной составляющей (рис. 5).
Чем выше частоты, которые воспро-
изводит головка, тем круче фронт это-
го импульса, чем ниже нижняя грани-
ца воспроизводимого ею диапазона
частот, тем дольше происходит спад
импульса. Реально любой головкой
создается некий в большей или мень-
шей степени колебательный переход-
ный процесс.
Начальная фаза н относительное
время возникновения этого процесса,
равно как и его форма, регистрируют-
ся микрофоном п осциллографом. Ре-
гулировка времени задержки запуска
осциллографа позволяет перемещать
видимое на экране изображение неза-
висимо от установленной скорости
развертки, что крайне удобно при из-
мерениях. Помните: начальная фаза
звукового сигнала связана с полярно-
стью подключения кабеля от усили-
теля к АС. Поменяете полярность —
перевернется фаза.
При измерениях, во-первых, надо
выполнить одно обязательное усло-
вие, связанное с расположением мик-
рофона. Он должен быть размещен на
как можно более одинаковом расстоя-
нии от центра каждой головки гром-
коговорителя. Общее расстояние до
системы — около 1 м. Если динамиков
больше чем два, может возникнуть
противоречие. Динамики, впрочем,
можно сравнивать попарно, отключая
лишние в данный момент головки.
Во-вторых, располагать испытуе-
мую АС и микрофон надо подальше от
отражающих звук поверхностей, что-
бы путь отраженного эхосигнала был
хотя бы на метр больше, чем путь пря-
мого сигнала. Тогда изображение это-
го эхосигнала на экране осциллографа
отстанет больше чем на 3 мс от основ-
ного сигнала и будет уже незначитель-
но мешать наблюдению.
Вероятнее всего, большинство аку-
стических систем даст на экране изоб-
ражение, мало похожее на рис. 5.
Любые действия, производимые с
акустической системой, любые изме-
нения моментально видны на экране.
К сожалению, хороший отклик АС
на импульсное возбуждение еще не га-
рантирует столь же хорошего качества
звучания, но дает к тому существен-
ные Предпосылки. И эти предпосылки
значат во многом больше, чем хоро-
шая АЧХ системы, измеренная на си-
нусоидальном сигнале, при котором
время и качество реакции головок не
имеют значения.
Буду рад, если мои предложения
окажутся интересными и полезными
читателям. ◄
172 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 173 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 175 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст