аудиомастерская
ременного тока на корпусе усилителя
относительно “земли” (например, ба-
тареи центрального отопления пли
грубы водопровода) минимально. Из-
мерения удобнее всего производить
обычным тестером.
В качестве кабеля средней цены мо-
гут быть использованы “Audio Note
AN-D”, “AN-B” или “AN-C’. Возможны,
конечно, н другие варианты в зависи-
мости от вкусов и возможностей, на-
пример из совсем дешевых удовлетво-
рительно работают OFC кабели фир-
мы “Tasker”.
Теперь приведу некоторые сообра-
жения
по
поводу
разделительных
фильтров. В первозданных системах
“Peerless 1020" элементы и механиче-
ская
конструкция
фильтров были
весьма невысокого качества. У меня,
например, в левой и правой системах
фильтры были установлены на разных
печатных платах, имели разнотипные
электролитические неполярные кон-
денсаторы, п даже не все конденсаторы
попарно совпадали по номинальной
емкости! Разумеется, в этом случае
ожидать хорошей стереопанорамы нс
приходится.
Катушки индуктивности фильтров
низкочастотных громкоговорителей
намотаны на ферромагнитных сердеч-
никах, что с увеличением громкости
довольно заметно ухудшало качество
звучания. По электрической схеме это
были обычные фильтры второго по-
рядка с противофазным включением
СЧ-головки относительно НЧ- и ВЧ-
секций. Нормальные фильтры второго
порядка требуют именно такого вклю-
чения. в противном случае появляются
большие провалы в суммарной АЧХ
системы. Иначе говоря, диффузоры
НЧ- п ВЧ-головок под действием им-
пульса положительной полярности
движутся вперед, а диффузор СЧ-го-
ловки —
назад.
Что же из этого следует? А вот что.
В стереосистеме ухо легко определяет
начальную фазу излучаемого сложно-
го звукового сигнала (конечно, не си-
нусоидального), особенно музыкаль-
ного. Если диффузоры идут сначала
вперед, то звучание кажется более
энергичным, динамичным, плотным и
собранным в пространственно целост-
ный источник звука. Если инвертиро-
вать фазу, то есть если диффузоры бу-
дут сначала двигаться назад, то мы
оказываемся как бы окруженными
звуком. Кажущиеся источники звука
размываются, размазываются в прост-
ранстве, становятся неопределенных
размеров. Энергичность, динамика,
плотность заметно ухудшаются. Темб-
рально ослабляются низкие частоты,
звучание словно осветляется. Вообще,
субъективные ощущения при этом во
многом схожи с теми, что возникают в
связи с неправильным направлением
кабеля или при перевернутой фази-
ровке сетевой вилки.
В нормальной, то есть имеющей одну
акустическую систему, моносистеме
разница в фазе тоже слышна, но не-
сколько по-другому.
В реальной стереосистеме с двух-
и более полосными акустическими
системами, в которых громкогово-
рители включены как описано выше,
кажущиеся источники звука оказыва-
ются всегда в той или иной мере про-
странственно размытыми. Особенно
это заметно в звучании таких инстру-
ментов, как рояль. В типичной трех-
полосной системе нижний н верхний
регистры рояля дают собранный сте-
реообраз, а средний —
размытый. Это
если перебирать клавиши по очереди.
А при обычном исполнении факти-
чески оказывается несобранным все,
тем более что какие-то обертоны зву-
чания каждой
клавиши
вероятнее
всего окажутся в диапазоне действия
уже другой, противофазно включен-
ной головки громкоговорителя. Ясно?
Но это не все. Чтобы окончательно
запугать читателя, обращу его внима-
ние вот еще на что. При типичном за-
креплении всех громкоговорителей
снаружи общей передней стенки цент-
ры излучения головок оказываются
сдвинутыми друг относительно друга
вперед-назад и в пространстве и. что
гораздо важнее, во времени. Напри-
мер, все в том же “Peerless 1020” чисто
геометрический сдвиг (точнее, вре-
менной сдвиг в пересчете на геометри-
ческий)
ВЧ-головкн
относительно
СЧ- составляет примерно 23 мм, а СЧ-
относительно НЧ- —
еще 11 мм.
Но и это еще не все. Звенья ФНЧ
разделительных фильтров (то есть
звенья, пропускающие низкие часто-
ты п ослабляющие высокие) вносят п
свою дополнительную задержку, при-
том весьма существенную (в “РееНеэз”
порядка 3 -6 см, в зависимости от кон-
кретных параметров фильтра для НЧ-
головок). То есть для восстановления
нормальной временной картины звука
(и максимально плотного и собранно-
го характера звучания) было бы необ-
ходимо сдвинуть НЧ-головку вперед
относительно ВЧ- на расстояние где-
то 7-10 см. Для этого нужен корпус
уже совсем иной конструкции, напри-
мер со ступенчатой передней панелью,
но при этом без заметных отражений
звуковой волны от “ступенек” корпуса.
Если теперь вспомнить сказанное
про начальную фазу, то окажется, что
для получения правильной фазировкн
и хорошей формы импульсов, кроме
сведения головок во времени, необхо-
димо использовать фильтры первого
порядка. А с такими фильтрами для
обеспечения гладкой суммарной АЧХ
системы частотные характеристики
НЧ- и СЧ-, СЧ- и ВЧ-головок должны
перекрываться в зоне стыка примерно
на 2 октавы н не иметь крутых изло-
мов на границах полос пропускания.
На долю существующей СЧ-головки
нашей уважаемой системы остался бы
тогда рабочий диапазон где-то от 1 до
2 кГц. Но тандем из двух 10” НЧ-голо-
вок нельзя использовать на частотах
выше 500-600 Гц, дальше идет силь-
ное обострение диаграммы направлен-
ности и рост АЧХ на ее оси. “Пищалка”
же сама начинает работать с 1
кГц, так
что все это как-то не сходится. Иначе
говоря, получить желанный импульс
правильной формы с этими головка-
ми, увы, не удастся (я уже пробовал).
Остается сделать то, что реально
сделать можно. И желательно с мак-
симальным использованием уже име-
ющихся катушек индуктивности. И
не переделывая при этом кардиналь-
но корпус системы (про доработки я
сказа.3 ).
Такое компромиссное решение на-
шлось. СЧ- и ВЧ-головки должны
быть включены в отрицательной на-
чальной фазе, а НЧ-головки —
в по-
ложительной, то есть при подаче по-
ложительного импульса на вход всей
системы
учетом
усилителей
и
источника сигнала) диффузоры СЧ- и
ВЧ-головок двигаются назад, НЧ-го-
ловок —
вперед. Эго решение, конеч-
но, далеко от идеала, но я пробовал
включить наоборот —
результат ока-
зался
хуже.
Получившаяся
схема
фильтра представлена на рис. 1.
2/2000 АудиоМагазин 169
предыдущая страница 170 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 172 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст