аудиомастерская
внутри корпуса были установлены
распорки.
В таком виде системы служили ве-
рой и правдой довольно долго, пока
относительно недавно не начали тре-
скаться подвесы НЧ-головок, изготов-
ленные из прессованного поролона.
Не дожидаясь, пока этот процесс зай-
дет слишком далеко, я кисточкой про-
мазал подвесы снаружи слоем клея
“Радикал”. В таком виде системы ра-
ботают уже два года. Вместо “Радика-
ла" можно, вероятно, использовать и
полиуретановый
клей.
Результаты,
мне кажется, должны быть еще лучше,
но сначала надо проверить реакцию на
него материала подвесов.
Однако сейчас мне все чаще попада-
ются системы с полностью вышедши-
ми из строя подвесами НЧ-головок.
Это уже труха, при первом же прикос-
новении они просто рассыпаются. Ве-
роятнее всего, “настал момент такой”.
Мазать эти подвесы клеем уже беспо-
лезно. Остается или заменить их на
новые, если найдутся умельцы, кото-
рые смогут их изготовить и устано-
вить, или заменить на новые целиком
НЧ-громкоговорители. Но именно на
новые, а не на лежавшие где-то, пусть
даже никогда не работавшие, старые,
так как у последних подвесы тоже
должны находиться не в лучшем со-
стоянии. Кстати, рано или поздно, как
известно,
начинает рассыпаться
и
' обычный листовой поролон.
Не знаю, как обстоит дело в других
городах, но в Санкт-Петербурге и в
Москве есть фирмы, торгующие со-
временными головками громкогово-
рителей “Peerless" (смотри, например,
рекламу в “AM").
Учитывая вышесказанное, я решил
попробовать сделать что-то конкрет-
ное для исправления и возможного
улучшения звучания любимых многи-
ми АС "Peerless 1020".
В результате изучения фирменных
каталогов выяснилось, что точно та-
кие же головки фирма сейчас уже не
производит. Из имеющихся НЧ-гром-
коговорителей диаметром
10 дюй-
мов по сумме параметров больше
всего
подходит
модель
CSC257C
(257WR39115SDX 4) из автомобиль-
ной серии. Но эти головки имеют но-
минальный импеданс 4 Ом. Старые
НЧ-громкоговорнтели были 16-ом-
ные и включались параллельно, эти
придется включать последовательно.
(Серийно поставляемых 16-омных го-
ловок сейчас нет.) Э го не совсем одно
и то же, но посмотрим, что получится.
Надежда на удовлетворительный
результат появляется благодаря хоро-
шей повторяемости электромеханиче-
ских параметров современных голо-
вок. Расчет показал, что в этом закры-
том
корпусе
резонансная
частота
должна равняться примерно 62 Гц при
полной добротности около 0,75, то
есть резонанс останется примерно на
прежней частоте, а добротность будет
несколько ниже, чем она была со ста-
рыми громкоговорителями. Это даже
хорошо, ведь у “1020" бас немного
“бубнит" из-за излишне высокой доб-
ротности
НЧ-громкоговорнтслей
с
недостаточно мощными магнитами.
Амплитудно-частотные характери-
стики и характеристики импеданса у
новых головок другие, так что филь-
тры придется как-то переделывать.
Диаметр современных НЧ-головок
чуть больше, и крепить их к передней
панели придется не накладными пла-
стмассовыми прижимами, а просто
шестью саморезами каждую.
Опуская для краткости рассказ о не-
прерывных экспериментах, измерени-
ях и прослушиваниях, проходивших в
течение месяца (возможно, любопыт-
ный), перейду сразу к описанию ре-
зультатов.
Здесь возможны кое-какие вариан-
ты, в зависимости от желания и обсто-
ятельств. Дело в том, что если не-
сколько увеличить по ширине корпус
АС с помощью боковых накладок, то
очень заметно улучшится воспроизве-
дение верхнего баса, мид-баса и ни-
жней середины, а ведь это часто явля-
ется камнем преткновения для совре-
менных АС с их узкими корпусами.
Конечно, потребуются некоторые сто-
лярные работы, что изменит внешний
вид системы.
Если допустимо, можно или расши-
рить корпус АС со стороны СЧ-ВЧ-
головок или на 8-10 см толстой до-
ской или брусом с закруглением на
краю радиусом примерно 25 мм, или
на 7-9 см с обеих сторон, что еще эф-
фективнее1.
Как только я, уже привыкнув к зву-
чанию системы с накладками, попро-
бовал их снять, возникло ощущение,
что меня обокрали, настолько упро-
стился звук.
Объективно эти накладки поднимают
АЧХ снизу и выравнивают на частотах
до 5 кГц. При этом на некоторых участ-
ках изменения достигают 1,5-2 дБ в до-
вольно широкой области частот, а это
очень заметно на слух.
Чтобы понять характер этого эф-
фекта, попробуйте хотя бы просто
приставить к системам что-то подхо-
дящее и послушать.
1
Передняя сторона накладки должна иметь наклон
назад относительно передней поверхности корпуса
АС под углом примерно в 20°.
Кстати, существует мнение, что уз-
кие корпуса создают лучший стерео-
эффект; это справедливо при острых
углах корпусов, которые являются
вторичными излучателями, дают из-
лучение с задержкой по времени отно-
сительно соответствующих громкого-
ворителей и размывают временную (и
пространственную) картину сигнала.
Чем уже корпус —
тем меньше задерж-
ка и тем меньше искажение временной
картины. Если задержанного излуче-
ния нет или оно мало по амплитуде, то
нет и ухудшения стереоэффекта.
Как я уже говорил, корпус надо ук-
репить изнутри распорками (причем
достаточно большого сечения) хотя бы
между передней и задней стенками.
Предупреждение! Делая что-либо
внутри системы, будьте крайне осто-
рожны: корпус наполнен стекловатой.
Работайте в резиновых перчатках и с
марлевой повязкой, прикрывающей
рот и нос. Наверное, лучше быть и в
очках. Желательно нс тревожить лиш-
ний раз блок стекловаты. Нужно за
один раз поставить распорки, поме-
нять кабели и убрать из корпусов пла-
ты фильтров. И постарайтесь, чтобы
передние части корпусов не остались
без стекловаты, иначе в свободной их
части возможно возникновение пара-
зитных резонансов.
Несколько слов о кабелях. Имейте в
виду, что при последовательном со-
единении нескольких отрезков наи-
большее влияние на звук оказывает
последний. В связи с этим использо-
вать дорогой кабель для подключения
АС к усилителю и дешевый для мон-
тажа внутри системы бессмысленно.
Не забудьте про направление подклю-
чения кабеля (по ходу сигнала, от уси-
лителя к громкоговорителям). Если в
магазине кабель продается с катушек,
то обычно его начало (но звуку) нахо-
дится внутри катушки. Если есть мар-
кировочные надписи, то чаще всего
(но не всегда) направление совпадает
с ходом надписи. Лучше, конечно,
проверить направление кабеля, напри-
мер, сделав из его куска сетевой ка-
бель усилителя. При правильном на-
правлении (от розетки к усилителю)
звуковая панорама становится глубже
и тембрально плотнее. При подклю-
чении в противоположном направле-
нии —
шире и тембрально выше.
Этот способ удобен тем, что для экс-
перимента нужен всего один кусок ка-
беля длиной около метра, а проверяет-
ся при этом сразу вся стереопанорама.
Конечно, предполагается, что сете-
вая вилка и этого эксперименталь-
ного, и штатного сетевого кабелей
сфазирована так, что напряжение пе-
168 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 169 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 171 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст