ляются на слух, чем “сшивки” полу-
волн; для режима переключения ха-
рактерна “прогулка” транзистора по
целой группе режимов, от активного
до отсечки, перезаряд барьерной и от-
части диффузионной емкостей. Ход
процессов в значительной степени
усложняет
реактивность
нагрузки,
приводящей к сдвигу фаз паиряжс-
ние/ток. 13 этом случае момент пере-
ключения становится хорошо заметен
и на осциллограмме.
Само по себе переключение не ока-
зывает радикального влияния на звук
и сродни пресловутой “ступеньке”, хо-
тя, конечно, ни о каком high end гово-
рить уже нс приходится: ухо регистри-
рует типичные высокогармонические
нелинейные искажения, приводящие
прежде всего к нарушению тембраль-
ной чистоты —
типичной черте тран-
зисторного звучания. Вместе с тем, в
моменты
переключения
выходных
транзисторов возможно возникнове-
ние (опять-таки!) очагов локальной
неустойчивости, причем это может
произойти и в предварительных каска-
дах. Прежде всего слушатель регист-
рирует появляющуюся жесткость в
звучании, наличие характерных при-
звуков, потерю теплоты, прозрачно-
сти. в “сильно запущенных случаях”—
натуральности.
Вообще, надо сказать, что с локаль-
ной неустойчивостью самого разного
происхождения многие специалисты
связывают чуть ли нс половину всех
“тонких явлений”, “фантомов” и “ин-
гредиентов X” линейных аудиоусили-
телей. Понятно, что мы рассмотрели
лишь малую часть возможных причин
этого явления. В связи с изложенным
аудиофилы премного уважают надпись
“Class А” на корпусе усилителя. Однако
частенько они оказываются обмануты-
ми. Реальность такова, что лишь лам-
повые однотактные усилители, как
правило, работают в “настоящем” клас-
се А, в большинстве “транзисторных”
случаев класс А является на деле А В с
довольно большим током покоя или с
чем-нибудь еще.
С первого взгляда может показаться,
что мы стрижем все усилители под од-
ну гребенку, сводя различия, обеспечи-
ваемые невероятным разнообразием
практических схемных реализаций,
всего лишь к нескольким наиболее об-
щим группам, гак сказать, для просто-
ты анализа.
Действительно, игра в схемотехнику
позволяет решить целый спектр задач
но улучшению качества. Но речь как
раз идет о том, что в большинстве со-
временных усилителен все доступные
меры но совершенствованию схемы
уже
приняты, а возможности улучше-
ния звучания отнюдь не исчерпаны.
Пример. Одно время, особенно в
отечественной схемотехнике, господ-
ствовала мода на использование мно-
готранзпеторных каскадов усиления.
Делалось это якобы с целью повыше-
ния линейности отдельного каскада,
что само по себе и неплохо. В связи с
тем что, в отличие от ламп, транзисто-
ры бывают двух типов проводимости,
было предложено превеликое множе-
ство разновидностей так называемых
каскодных
каскадов усиления. Неко-
торые из них (например, общий эмит-
тер
общая база с фиксацией положе-
ния рабочей точки, и многие другие)
на самом деле имели преимущества,
особенное ростом частоты и амплиту-
ды усиливаемого сигнала. Число тран-
зисторов, задействованных в УНЧ,
стало подбираться к сотне, что ослож-
нило задачи массового производства,
создав
необходимость
обширного
входного контроля.
Современные зарубежные схемы, как
правило, просты и “малокаскадны”.
Стремление к укорочению и упроще-
нию пути сигнала от источника к на-
грузке, столь рьяно пропагандируемым
нашими и не нашими адептами high
end, имеет под собой реальную почву,
где мы и потопчемся в одной из следу-
ющих публикаций.
Помимо покаскадной линеаризации
заметное изменение качества звучания
может быть достигнуто разумными
действиями, способствующими мгно-
венной (а не установившейся) термо-
стабильности усилительных каскадов.
Известно, что малые размеры кристал-
ла транзистора и не всегда малая вели-
чина
термосопротивлеиия
системы
кристалл —
подложка —
корпус —
ради-
атор приводят к заметному изменению
параметров каскада при протекании то-
ка сигнала. При этом
мгновенная
мо-
дуля пня тем I lepa ry ры ответствен н ы х
фрагментов кристалла достигает на ИЧ
десятков градусов! Мы в который раз
натыкаемся чуть ли не на главную вре-
доносную особенность полупроводни-
ковой техники: на ее памятливость к
предыстории, иными словами —
на па-
раметр и ку.
Учитывая отсутствие собственного
опыта в постановке параметрических
экспериментов, на этом пока закончу.
В следующий раз мы рассмотрим объ-
ективные технические особенности
акустических систем и связанные с ни-
ми результаты субъективного воспри-
ятия при прослушивании.
Продолжение следует
іАЩТСМ
MARK
Стратегический партнер
XEROX*
Авторизованный дилер С а л о л
Авторизованный дилер
4
] ^ ^ ^
о Компьютеры для дома и офиса
о
Мониторы Samsung, Mitsubishi
о
(Цифровые копировальные
аппараты XEROX
о
(Цветные и ч/б принтеры XEROX
о
Инженерные системы
о
Полноцветные издательские
комплексы
о
Сервисный центр
о Офисная и полиграфическая
бумага
Т Е Х Н И К А Б У Д У Щ Е ГО )
1 'Д Л Я Н А С Т О Я Щ Е Й
юсетрті ї ї гю ю кэю о
10
гдЮ
1 1 1
-■лої
010100100
ЇЯ
Ч -
сотої
J S r
101É
Ш Ш и
• -ЧУЯ
ш
предыдущая страница 166 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 168 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст