аудиоклуб
разнообразно проявляться. Если учесть
крайнюю нестабильность рассмотрен-
ных процессов и трудности в постанов-
ке четкого эксперимента, становится
понятно, почему в прессе отсутствуют
описания “синдрома локального воз-
буждения”, однако сообщения о том,
что помимо изъянов, описанных выше,
характерными являются локалнзаци-
онные нарушения, а также нередко
страдает глубинная эшелонирован-
иость стереопанорамы, имеются; впро-
чем. еще раз замечу, что поставить до-
стоверный эксперимент мне самому не
удалось.
Замечу также, что выявить “грех” в
усилителе тем или иным инструмен-
тальным способом гораздо проще, чем
статистически достоверно и техни-
чески обоснованно заявить об аудио-
фильных последствиях обнаруженного
изъяна. Более того, чаще даже труднее
сказать, почему усилитель играет хоро-
шо. чем объяснить, почему он играет
плохо. М. А. Сергеев, например, мне-
нию которого я вполне доверяю, чест-
но написал в свое время: “Я догадыва-
юсь, в чем кривизна «Корвета У-068»,
но не знаю, почему «ТЕАС А-ВХ10»
звучит хорошо, и не боюсь в этом при-
знаться” (“AM" № 4 (27) 99, с. 72).
Самым решительным образом на ра-
боте усилителя сказывается его способ-
ность возбуждать ту или иную наїруз-
ку, не являющуюся просто активным
сопротивлением.
Заметим, что любой активный при-
бор (лампа, транзистор, полевой тран-
зистор) в активном (то есть не в клю-
чевом) режиме является генератором
тока. Конечность выходного сопротив-
ления объясняется только иеидеаль-
иостыо прибора. Приближение УНЧ к
режиму генератора напряжения, столь
желанного для АС, достигается опять-
таки благодаря применению обратных
связей —
местных (к примеру, в эмит-
терном повторителе) и общих.
Однако далеко не всегда удается
улучшить нагрузочные характеристики
усилителя за счет ООС: в ряде случаев
никакое воздействие на управляющий
(сигнальный) вход усилителя не спо-
собно обеспечить его устойчивость к
капризам нагрузки, отнюдь не являю-
щейся омическим сопротивлением, и
показатели качества усилителя оказы-
ваются в заметной зависимости от
структуры и элементной базы его сило-
вых каскадов.
Эти проблемы неоднократно иите-
ресовапі исследователей: в журнале
“Ратно” их поднимал Н. Е. Сухов, на
наших страницах М. А. Сергеев не
один раз использовал усилитель не
как источник сигнала, а в качестве на-
грузки. В этой связи хочется обсудить
один важный вопрос: может ли дейст-
вительная часть импеданса АС стать
меньше омического сопротивления
провода катушки Ре? Если да, то при
заметном снижении полного сопро-
тивления АС жизнь усилителя может
сильно осложниться, об этом, кстати,
пишут некоторые исследователи в по-
пулярных изданиях.
Мне кажется, это и гак, и не так.
Не так
— в связи с тем, что само по-
нятие импеданса, то есть полного со-
противления, введено исключительно
лля
синусоидальных токов и напряже-
ний, когда работает метод комплексных
амплитуд. В этом смысле ни действи-
тельная часть, ни модуль импеданса не
могут стать меньше Ле. На синусои-
дальном сигнале АС никогда не станет
“генератором”, она всегда будет потре-
бителем.
А вот на импульсном либо другом
нестационарном или даже просто непе-
риодическом сигнале АС способна в не-
которые моменты отдавать, а не потреб-
лять энергию. Понятие “импеданс” тут
уже не применимо, а усилителю время
от времени придется довольствоваться
ролью потребителя, а не источника.
С этой ролью
разные
усилители справ-
ляются существенно ио-разному, и это
зависит уже и от схемотехники, и от
применяемых приборов (биполярные,
МДП-транзисторы),
и
от обратной
связи.
Неудачи усилителя в борьбе с капри-
зами АС либо приводят к специфиче-
ским нелинейным искажениям, не ре-
гистрируемым на “синусе” и хорошо
заметным на музыкальном сигнале, ли-
бо опять-таки вызывают самовозбуж-
дение (конечно, не без помощи общей
обратной связи), которое тоже воспри-
нимается слушателями как искажения.
Характер субъективных проявлений
только что рассмотренных процессов
довольно специфичен —
они могут
проявляться на одних фрагментах и не
проявляться на других; так или иначе
подавляющее большинство усилите-
лей — транзисторных или ламповых —
в той или иной мере ими страдает.
Характер проявления искажений в
ламповых усилителях существенно
иной —
лампа но определению одно-
сторонне проводящий прибор. Быть
может, в этом одна из причин предпо-
чтения многими “лампового” звука.
Частенько аудио- (или радио-) люби-
тели спрашивают: а чем же подобные
либо другие “специфические” искаже-
ния
в
усилителях
отличаются
от
“обычных нелинейных”? Я бы ответил
на этот вопрос, если бы “обычные” нс
были изжиты в УНЧ уже лет двадцать
тому назад.
Все
искажения в современ-
ных УНЧ —
специфические. Именно
поэтому все меньше доверия вызывает
содержание технических паспортов,
поэтому цветет и пахнет субъективная
экспертиза.
Кто-то называет неудачи УНЧ в
борьбе с нагрузкой “плохой макродн-
нампкой”. Кто-то
“разновидностью
переходных искажений”. Смысл один:
“загрязняются” не только динамиче-
ские контрасты, но и порой, казалось
бы. совершенно безобидные места фо-
нограммы.
И наконец, в значительной степени
субъективные особенности звучания
усилителей зависят от режима работы
оконечных каскадов.
Исторически мы привыкли к тому,
что возможны режимы классов А, В и
АВ. “АудиоМагазни” уже неоднократно
описывал их особенности, поэтому сей-
час остановимся на них очень кратко.
В режиме класса В при усилении си-
нусоидального сигнала двухтактным
усилителем транзисторы работают по-
переменно, полпериода один и нолие-
риода второй. Таким образом, для чи-
стого режима класса В характерна
“сшивка” полуволн вблизи нулевого
уровня и, что важнее, постоянные пе-
реходы транзисторов из активного ре-
жима в режим отсечки и обратно.
В режиме класса АВ транзисторы
открыты более чем полпериода, и при
нулевом входном сигнале через оба
выходных транзистора, минуя нагруз-
ку, будет протекать некоторый ток
покоя /(>■
Чем больше ток
і
о, тем шире
зона амплитуд малых сигналов, при
усилении которых не происходит пе-
реход транзистора в режим отсечки.
Недостатков, свойственных чистому
режиму класса В (подробнее о них мы
расскажем чуть позже), при этом не
отмечается. Даже при небольших то-
ках покоя, не превышающих 15-20%
от максимального тока оконечных
каскадов, до 95% времени военро-
изведе пия с и м фон и ч еской музыки,
исключая лишь фортиссимо, попадет
в режим А, при котором переключе-
ния транзисторов “отсечка —
актив-
ный режим — отсечка” нс наблюдает-
ся, хотя усилитель работает в режиме
АВ. Чистый режим А, характеризую-
щийся огромным стопроцентным то-
ком покоя, используется крайне ред-
ко, так как требует рассеивания очень
большого количества тепла.
Чем же плох режим с переключени-
ем, и к каким субъективно восприни-
маемым последствиям он приводит?
Анализ показывает, что последствия
переключения гораздо больше прояв-
164 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 165 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 167 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст