дическом, а еще лучше —
на синусои-
дальном сигнале усилитель будет вести
себя прилично.
Появление реального сигнала в точ-
ке А (см. рис.) не сопровождается мо-
ментальным приходом сигнала по цепи
ООС в точку С: для распространения
сигнала по тракту прямого усиления
АВ, представляющему собой ФНЧ,
требуется определенное время, в тече-
ние которого весь сигнал И„х, а не раз-
ность
иш- и оос
достигнет входа уси-
лителя. Последствия только что рас-
смотренного явления запаздывания
оказываются довольно малоприятны-
ми: перегрузка первых каскадов УНЧ,
не рассчитанных на весь сигнал
и„х,—
лишь одно из них. С этой точки зрения,
применение ООС для “лечения” безна-
дежно плохих усилителей, действи-
тельно, к добру не приведет. Кстати, за-
метим, что даже в условиях высокого
быстродействия прямого тракта введе-
ние его в режим ограничения
по выход-
ному
напряжению (что, вообще говоря,
встречается) опять-таки приводит к
перегрузке первых каскадов, так как и
сигнал ООС оказывается ограничен-
ным. Попытка решить проблему путем
увеличения динамического диапазона
первого каскада при больших глубинах
ООС, как легко догадаться, будет безу-
спешной.
Более эффективным методом борьбы
является попытка линеаризации трак-
тов благодаря применению более со-
вершенной элементной базы (напри-
мер, МДП-транзисторов) и использо-
ванию местных петель ООС. В этом
случае тракт прямого усиления оказы-
вается весьма линейным и широкопо-
лосным даже при отсутствии общей
ООС, и ее введение не влечет за собой
столь выраженных отрицательных по-
следствий.
Несмотря на то что при тестирова-
нии синусоидальным или даже широ-
кополосным периодическим сигналом
выявить искажения, обусловленные
неудачным использованием ООС, ча-
сто не удается, при воспроизведении
музыкальных фрагментов резул тат
описанных процессов воспринимается
слушателем как типичные нелинейные
искажения, причем довольно высоких
порядков: спектр воспроизводимого
сигнала в значительной степени обога-
щается. На деле эксперт отмечает в
первую очередь не только потерю нату-
ральности тембров, но, как часто гово-
рят не в терминах AES, и то, что звук
теряет “живость”, а иногда настолько,
что звучание натуральных музыкаль-
ных инструментов начинает походить
на звучание их электронных аналогов.
Что же касается таких важных аспек-
тов акустического звучания, как лока-
лизационные характеристики, воспри-
ятие реверберирующего окружения,
ощущение атмосферы зала, то они, как
ни странно, оказываются весьма стой-
кими к воздействию описанных нега-
тивных процессов.
Понятно, что мы отразили не все яв-
ления, характерные для усилителей с
обратной связью. Читатель со стажем
наверное догадывается, что наличие
глубокой обратной связи в усилителях
с л»"—
от идеала АЧХ (а следо-
вательно, и ФЧХ) чревато потерей
устойчивости: в связи с дополнитель-
ными фазовыми сдвигами, всегда вно-
симыми каскадами усиления, на не-
которой частоте (частотах) связь из
отрицательной способна превратиться
в положительную, что и приведет к са-
мовозбуждению. Аварийных режимов,
ясное дело, удается избежать благода-
ря вводимым в УНЧ корректирующим
цепям, но предотвратить все возмож-
ности подвозбуждения и при этом не
испортить
прочие
характеристики
усилителя очень непросто. Переклю-
чение плеч усилителя в режиме АВ,
реактивность нагрузки, локальные пе-
регрузки каскадов и другие причины
способны вызвать возникновение ло-
кальных очагов неустойчивости: где-
то в недрах схемы в какие-то момен-
ты возникает (а то и не возникает)
неадекватная реакция каскадов на уси-
ливаемый сигнал, сопровождаемая по-
явлением побочных спектральных со-
ставляющих и выходом каскадов из
штатного режима работы, в том числе
и по постоянному току. Попытка обна-
ружить подобные явления путем ана-
лиза выходного напряжения, особенно
на синусоидальном тесте при актив-
ной нагрузке, как правило, к успеху не
приводит, путешествие же со щупом
осциллографа (как минимум 2 пФ) по
внутренностям схемы выявляет воз-
буждение там, где его нет, и гасит там,
где есть.
Последствия нарушений устойчиво-
сти весьма ощутимы на слух и могут
ВЕЛИКИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЗВУК
у
7
T
f
ХТІ 20
ХТІ60
XTMOO
XTi 40
XTi 80
XTi Center
Отделка
black
-
brown/cherrv
*
beech
Эш и другие мрдомп
еир.ішшіаііго
її
гіучшич
і.і.гі
,і.у»н,і\ .»момроміїмі
■ Я Ш
Эксклюзивный діістрноьюіоп.
Ten
(095) 462-5624. 462 4340
Представительств.! Аосолютного Аудио
(
кнліеринш 'рі і .нити
Avpa* Um
l3432*
Г4-1
~'2T
і Н м е си їп ф ск
M u $ ii' Laird- Ten
i3S3C
іч ' Г 332
I C.ih m П еіергпрі
ММД- Tor
i? 12* 3 2 5 -0 9 t 6
предыдущая страница 164 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 166 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст