A L R
J O R D A N
British Sound & German Engineering
Center 3M
Entry 2M S.E.
•Лучшая покупка» - .Steieoptay1 08/98
Entry 5M
Лучшие колонки 1998 г - .AUDIO' 01/98
«Лучшая покупка» - .Stereoplay' 08/98
Ваш домашний кинотеатр в магазинах
(095)230-1626, 742-5000,
917-0215, 913-5090,
742-4000, 913-8787
(095)152-4001
ТВЦ Горбушка 73 Б
Ярмарка на Рижской
«Электронный рай»
на Пражской
(095)232-6966
(095)145-5810
(095)288-4965
(095)389-7155
Дилеры в Петербурге:
«Hi-Fi Аудио»
(812) 325-3085
«Салон AV»
(812) 298-6207
бенно синусоидальным (или бигармо-
ническим) тест-сигналом, не способно
выявить не только какие-либо особен-
ности, но порою и разницу в повелении
двух усилителей, даже заметно отлича-
ющихся по цене и, как это ни странно,
по музыкальному звучанию.
Чем же усилители могут отличаться?
Первое, что оказывается существен-
но различным в усилителях, это энер-
гоемкость системы электропитания
(СЭП). СЭП — довольно дорогостоя-
щий узел, составляющий добрую треть,
а то и половину стоимости У НЧ. Сэко-
номить на системе электропитания
оказывается весьма соблазнительным
для разработчика, однако последствия
этого шага нередко довольно ощутимы
на слух.
Если усилитель воспроизводит сред-
невысокие частоты, а басов в фоно-
грамме немного, то проблем почти не
наблюдается. Емкость фильтра СЭП
прекрасно справляется со своей зада-
чей, а общее снижение напряжения
электропитания с ростом громкости,
вызванное причинами, рассмотренны-
ми нами ранее (см. “AM” № 1 (18) 98,
с. 120), не сильно влияет на функцио-
нирование усилителя с транзисторами
в активном режиме. Заметно меняет
картину появление мощного басового
сигнала. А ведь именно басовый сигнал
имеет обыкновение быть мощным: при
среднем уровне звучания оркестрового
forte
в 90-96 дБ оркестровые
tutti
под-
нимаются до 100 дБ и выше, а полно-
ценный удар большого бубна перекры-
вает этот уровень еще на 10-15 дБ.
Здесь напряжение питания, вырабаты-
ваемое СЭП, снижается и модулиру-
ется частотой гармоник сети. Само по
себе это явление не опасно, однако ве-
роятность приближения усилителя к
режиму ограничения в этом случае рез-
ко возрастает. Учитывая, что современ-
ные фонограммы имеют весьма ши-
рокий динамический диапазон, воз-
никновение “зашкаливания” отнюдь не
является гипотетическим. Сплошь и
рядом, слушая всевозможные “Техник-
сы”, творцы которых не нашли возмо-
жности снабдить изделие хорошим
трансформатором и хорошим конден-
сатором СЭП, но тем не менее в техпа-
спорте написали что-нибудь вроде “2 х
85 Вт”, замечаешь, что приличное зву-
чание наблюдается лишь “до тех пор,
пока.
..”, а мощный басовый удар надол-
го вышибает усилитель из колеи. Хо-
чешь избежать искажений и перегруз-
ки —
заранее снижай г ром кость.
Особенно неприятные последствия
вызывает проникновение низкочастот-
ных (ниже 50 Гц) составляющих во вто-
ричную обмотку трансформатора, что
происходит, в частности, при экономии
разработчиков на емкости СЭП. Стой-
кость современных малогабаритных
трансформаторов к постоянному под-
магничиванию не высока, одним же из
его последствий может оказаться до-
полнительная “просадка” напряжения
питания усилителя.
Субъективно рассмотренные, явле-
ния эти регистрируются экспертом да-
леко не только как простое ограниче-
ние сигнала. В отличие от реального
филармонического звучания, где пра-
ктически отсутствует маскирование
мощным басом (барабаны, литавры,
туба) остальной части оркестра, в недо-
статочно энерговооруженных
УНЧ
“блеск и лак” слетает с составляющих
средневысокого регистра моменталь-
но, как только появляется бас. Этим
страдают практически все усилители,
относящиеся к “демократической” це-
новой категории. Зачастую владелец
недорогого усилителя и не подозрева-
ет, что лишен значительной части той
радости, которую способна доставить
фонограмма.
Замечу, что гуманных способов борь-
бы с указанным явлением не существу-
ет: энерговооруженность СЭП прихо-
дится увеличивать до уровня один джо-
уль энергии емкости СЭП на один па п
пиковой мощности УПЧ, что оказыва-
ется весьма дорогим удовольствием.
Бытует мнение, что заметное влия-
ние на качество звучания УНЧ оказы-
вает глубина общей отрицательной об-
ратной связи, охватывающей усили-
тель. Анализ нескольких современных
схем УНЧ показал, что ООС в них при-
меняется и ее глубина достигает не-
скольких десятков децибел, однако
действительно заметна тенденция к ее
снижению год от года. Причин тому
много, рассмотрим все по порядку.
Как правило, усилитель оказывается
охвачен несколькими петлями обрат-
ной связи. В каждом каскаде усиления
присутствует местная обратная связь —
иначе нелинейность, характерная для
транзистора, проявится в полной мере.
В результате усилитель в целом уже мо-
жет и без общей ООС обладать прием-
лемыми АЧХ и уровнем нелинейных
искажений, например почти плоской
АЧХ до 10 кГц и 1% искажений. Приме-
нение в этом случае 20 дБ ООС способ-
но расширить АЧХ до 100 кГц и снизить
искажения в идеале до 0,1%. В реально-
сти же это может произойти, а может и
не произойти.
Ведь применение ООС, способное
расширить АЧХ, никак не влияет на
скорость распространения сигнала по
тракту прямого усиления. При этом
лишь на стационарном, лучше перио-
Дистрибьютор «Metexi
(095) 242-5295
www.metex.ru
предыдущая страница 163 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 165 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст