а уд и о кл уб
использовать гигантский граммофон,
с моей точки зрения, не выдерживает
критики. Дело в том, что эффективное
снижение шума без потери музыкаль-
ных эмоций объясняется не приме-
нением
огромной
грубы
перемен-
ного сечения, а механоакустическими
свойствами воспроизводящ ей мем-
браны, которая (см. рис. 2) представ-
ляет собой фильтр ограничения высо-
ких частот шестого порядка (обычно с
частотой среза от 3,5 до 4,5 кГц). П о-
скольку мембрана состоит из механи-
ческих и акустических элементов, она
не вызывает той чудовищной деграда-
ции музыки, которую порождают элек-
трические фильтры. Только после то-
го, как я разобрался в этом, мне стало
ясно, что применение граммофона в
процессе ремастеринга не так уж бес-
смысленно, а точнее, бессмысленно
отчасти. Д ругим и словами, если бы
Норман Уайт спокойно поразмыслил
на третьем распутье, то не стал бы со-
оружать гигантскую трубу, а просто
приблизил бы микрофон к выходному
отверстию мембраны.
3.
Есть еще одно направление эф-
фективного снижения шума. Им мож-
но с успехом пользоваться, но сначала
следует отрезать себе уш и и сложить
их в банку с формалином. Я имею в
виду разработанные фирмами “ Cedar"
и “ Sonic Solutions” технологии умень-
шения шума старых записей. Об этом
исключительно наукоемком и анти-
музыкальном направлении я бы хотел
поговорить отдельно.
На ч е тв е р т о м р а с п у т ь е
Быть может, не всем известно, что
амплитудно-частотная характеристи-
ка (А Ч Х ) грамзаписи на 78 об /м ин мо-
жет иметь до четырех изломов и что
в 20-40-е годы у всех звукозаписыва-
ющих фирм были свои стандарты на
АЧХ записи. Я насчитал 16 таких стан-
дартов. Единообразие в АЧХ грамза-
писи появилось только в 1959 году,
когда большинством стран был под-
писан стандарт М Э К 98-1. Но это не
решало проблему: в АЧХ микрофонов
и рекордеров также был существен-
ный разброс. По этой причине дости-
жение тонального баланса в процессе
ремастеринга грамзаписи — совсем
не простая задача. К а к это можно сде-
лать — тема для отдельной публи-
кации. Техническая же реализация
частотной коррекции при воспроизве-
дении грамзаписей может совершать-
ся по одному из трех направлений.
1.
Электрическая коррекция — на-
подобие той, которая применяется
при прослушивании LP (только с дру-
гими постоянными времени). Это оче-
J
к
Рис. 2. Эквивалентная электрическая схема граммофонной мембраны
(предложена в 1928 году Д ж . Мэфилдом, X. Харрисоном
(J. Р. M afield и Н. 1. H arrison)
S
__________
_
___________
г
видное, но, как оказалось, губительное
для м узы ки решение. О но остается
приемлемым, но только в случае вос-
произведения LP. Вы спросите, поче-
му для LP? Дело в том, что при записи
LP музыка была подвергнута много-
численным перезаписям на магнито-
фонах и прошла около 50 каскадов
усиления в тракте записи, во многих
из которых применялась отрицатель-
ная обратная связь. Естественно, что
преодолевшему столько препятствий
музыкальному сигналу уже ничто не
угрожает. Грамзапись же на 78 об /м ин
делалась с использованием максимум
четырех каскадов усиления и без при-
менения отрицательной обратной свя-
зи, поэтому испортить такую запись
схемой частотной коррекции нс соста-
вит большого труда. Это утверждение
легко проверяется путем сравнения
звучания оригинальной грамзаписи
на 78 об/м ин, воспроизведенной через
стандартный корректор и через л и-
нейный усилитель (то есть не име-
ю щ ий частотной коррекции). Какие
корректирующ ие электрические цепи
следует использовать при воспроизве-
дении грамзаписи на 78 об/м ин? Об
этом я постараюсь написать статью, но
не раньше, чем через 10 лет.
2.
М еханоакустическая коррекция.
Такая коррекция делалась в некото-
рых типах мембраны
граммофона.
Примером является мембрана № 5а
портативного
граммоф она
ф ирмы
“ H is Master's Voice” (модель № 102).
По
замыслу
разработчиков
этого
граммофона, его АЧХ должна быть та-
кой, чтобы грамзаписи “ H M V ” звуча-
ли тембрально сбалансированно. Н е-
достатком такого способа коррекции
является невозможность перестраи-
вать механоакустические характери-
стики мембраны под частотные харак-
теристики записей других фирм.
3.
Цифровая коррекция АЧХ запи-
си. С итуация полностью повторяет
вариант с использованием цифрового
ограничения высоких частот.
На п я т о м , к а ж е т с я на п о с л е д -
н е м , р а с п у т ь е
Что делать с сопутствующ ими про-
слуш иванию грамзаписей щелчками,
уровень громкости которых часто пре-
вышает уровень музыкальных звуков
в фонограмме?
Известны три способа борьбы со
щелчками.
1.
Удалять щ елчки (длительность
которых составляет примерно 3 мс),
сокращая время звучания фонограм-
мы. Удаление трех миллисекунд звуча-
ния из фонограммы обычно остается
для слушателя незаметным, поэтому в
60-7 0 годы пожилые дамы-реставра-
торы производили удаление щелчков
при помощи ножниц и клеящей ленты,
предварительно
переписав
рестав-
рируемые записи на четвертьдюймо-
вую магнитную ленту. Позже вместо
аналоговых магнитофонов появились
цифровые. О перацию по удалению
щ елчков методом сокращ ения дли-
тельности фонограммы стали делать
звукорежиссеры на двух магнитофо-
нах и -т а П с с применением монтаж-
ного пульта. В процессе удаления щелч-
ков фонограмма переписывалась с од-
ного магнитофона Ц -таП с на другой.
И еще: щелчки удаляли и не меняя
длительности звучания фонограммы,
но и в этом случае приходилось пере-
писывать грамзапись на аналоговую
м агнитную ленту. Щ елчки на ней ло-
кализовали и подвергали точечному
стиранию. В результате этой операции
150 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 151 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 153 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст